Умное государство

Качество работы бюрократического аппарата в России можно заметно улучшить без репрессий и революций. Требуется лишь минимум политической воли и применение давно известных в мире теорий реинжиниринга административных процессов

Иллюстрация: Игорь Шапошников

Система государственного управления должна способствовать решению задач социально-экономического развития. Между тем на текущий момент именно ее особенности выступают главным препятствием на этом пути». Это не цитата видного представителя несистемной оппозиции для радиостанции «Эхо Москвы», а публикация заместителя председателя правительства РФ Алексея Кудрина в журнале «Вопросы экономики» № 3 за этот год.

Алексей Леонидович хорошо знает предмет. По стечению обстоятельств именно в недрах его ведомства был рожден бюрократический шедевр, насмешивший всю страну. Департамент Минфина письмом от 13 мая 2011 г. № 03–04–06/6–107 рекомендует организациям принимать все возможные меры по учету экономической выгоды, получаемой сотрудниками при употреблении питьевой воды из кулеров в офисах. Подождем разъяснений в отношении туалетной бумаги и мыла? Из таких вот мелких штрихов и складывается безрадостная картина государственного управления в целом и инвестиционного климата в частности.

В рамках дискуссионного клуба «Валдай» одним из иностранных участников была высказана претензия: за год работы компания собрала разрешения на строительство одного завода в России и успела построить два завода в Европе. Вот и премьер на совещании по проблемам нефтепереработки в городе Кириши был очень впечатлен. Процитируем его эмоциональную реакцию на жалобу компании «Сургутнефтегаз»: «Это касается вообще промышленного строительства. Четыре года согласовывали экспертизу. Невероятно! Четыре года, чтобы только экспертизу собрать! Мы сейчас их здесь напрягаем, чтобы они строили новые мощности. Как же они будут строить? Четыре года экспертизу получали только! А потом еще разрешение нужно на строительство получить!»

Куда уходит время

Для того чтобы понять, из чего складываются потери времени и денег, разберем ситуацию получения всего лишь одного разрешения на строительство из десятков требуемых.

Чуден при внимательном чтении административный регламент «Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых» (утвержден приказом Минприроды России от 03.03.2010 № 59).

Лицо, обладающее правами на землю и желающее что-либо на ней построить, должно получить в «Роснедрах» справку об отсутствии или наличии полезных ископаемых под участком. Если справка подтвердит наличие месторождения, то потребуется получить в «Роснедрах» разрешение на застройку. Для этого заявитель приобретает в государственном геолфонде геологические карты и разрезы, получает от недропользователя согласие и справки о перспективах разработки месторождения и ожидаемых потерях запасов полезных ископаемых в связи с намечаемой застройкой. Понадобится еще справка о статусе участка недр: федеральном, резервного фонда, лицензируемом. Оплатив госпошлину, собрав и сдав кипу документов, заявитель ждет результата.

Сам административный регламент не содержит даже намека на осно

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (766) 22 августа 2011
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Псевдоскидка для псевдосоюзника

    Белоруссии обещана скидка на российский газ. Она обусловлена не столько политической конъюнктурой, сколько экономическими реалиями и вовсе не сделает российское сырье для этой страны дешевым

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама