Устройство медийной власти

Книги
Москва, 22.08.2011
«Эксперт» №33 (766)
Об элите, о медиа, об истеблишменте, о бизнесе и о том, как принимаются политические решения. Книга, основанная на сотнях англоязычных научных публикаций. Об атлантической (британской) политике последних десятилетий и новых способах ее устройства

Из множества деталей возникает следующая картина. Элита крайне немногочисленна, это не процент от населения, а считанные люди, сотни или тысячи в каждой крупной стране. Элита становится анонимной, незаметной: средние британцы, например, не знают, кто составляет финансовую верхушку. Из элиты выпадают крупные куски, еще недавно в нее входившие. Происходит фрагментация бизнес-элиты, уход из элиты ученых, военных, судей.

Отчетливо видна медиатизация этого слоя общества: культура «знаменитостей», сращение политической элиты и элиты медиа в рамках неформальных связей. Этот сегмент общества все менее определим формальными признаками и все более спаян, интегрирован и очевиден «изнутри». Главный фактор формирования — элитное образование. Власть все более отчетливо становится средой знакомых, а не формальным институтом: специальные советники из близкого круга каждого пришедшего во власть политика (команда) играют много большую роль, чем официально назначенные бюрократические фигуры управления. То есть бюрократия институтов уходит вниз, из элиты, а сверху приходят команды из сетей элитных знакомств.

Возникает проблемная медиаполитика. Партии переходят в рыночный режим, продавая себя, — становится важно набрать голоса и пройти во власть. Политика превращается в политику медийных горячих тем — экология, аборты, наркотики, продажа оружия, педофилы и проч. Партии выбирают позиции по горячим темам с целью собрать больше голосов. Партии исчезают, остаются игровые группы в среде медиа, торгующие определенным ресурсом в тесной связке с медиаэлитой, которые этот самый набор горячих тем и определяют.

В сочетании с клубным способом формирования политической элиты это все уводит процесс принятия решений от демократических механизмов. Уменьшение демократичности сочетается с ростом прозрачности — политическая игра становится более медийной, в этом смысле открытой, но повлиять на нее могут лишь немногие избранные.

Меняются механизмы: в 1990-е на CNN появляются rolling news, круглосуточные новости. Такие медиа нельзя контролировать точечно, как раньше элита контролировала газеты, и в 2003 году возникает новый формат контроля прессы — происходят технологизация и стандартизация новостей, усиление роли медиаменеджмента. Создана гомогенность новостного поля — соглашение о том, что считается новостью, увеличилось сходство новостей всех конкурирующих агентов, возникла общая иерархизация новостей. Адаптация СМИ под их аудиторию — точнее, под образ этой аудитории, созданный СМИ. Новостной поток плотен и стремителен: зрители не успевают понять сложное — надо дать картинку и несколько внятных тезисов.

Создание в конце 1990-х формата мягких новостей — развлекательных, очень быстрая смена историй, калейдоскоп образов, зритель абстрагируется от содержания, негативные новости не вызывают страха и негодования, информация принимается некритично; из мягких новостей создается фон — сексуальные и коррупционные скандалы и проч., на этом фоне размещается значимая политическая, экономическая ин

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (766) 22 августа 2011
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Псевдоскидка для псевдосоюзника

    Белоруссии обещана скидка на российский газ. Она обусловлена не столько политической конъюнктурой, сколько экономическими реалиями и вовсе не сделает российское сырье для этой страны дешевым

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама