Карлик холоднее человека

Наука и технологии
Москва, 29.08.2011
«Эксперт» №34 (767)

Американским астрономам удалось обнаружить новое экзотическое семейство космических объектов — коричневых карликов спектрального класса Y. Одна из характерных особенностей этого класса — чрезвычайно низкая температура поверхности, менее 500 градусов Кельвина, то есть ниже 227 градусов Цельсия.

Эти звездообразные тела с относительно небольшими массой (от 1 до 8% от массы нашего Солнца) и радиусом (приблизительно как у Юпитера) теоретически способны, по крайней мере на определенном этапе своей длительной эволюции, поддерживать термоядерные реакции. Однако в отличие от звезд важнейшая термоядерная реакция — превращение водорода в гелий — в недрах коричневых карликов так и не инициируется, и со временем они медленно остывают, становясь все более тусклыми и холодными (их температура не превышает 2000 градусов Кельвина).

Ученые предсказали существование ультрахолодного класса коричневых карликов (Y-карликов) еще в конце 90-х годов прошлого века. Но экспериментально подтвердить эту гипотезу астрономы смогли лишь в этом году.

Долгожданное открытие сделано при помощи космического телескопа NASA WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer, Широкоугольный инфракрасный исследовательский зонд), запущенного на околоземную орбиту в декабре 2009 года. Этот телескоп с января 2010-го по февраль 2011 года осуществил самую полномасштабную в истории астрономии инспекцию звездного неба в инфракрасном диапазоне (именно в нем наблюдается наиболее сильное излучение коричневых карликов). К настоящему времени WISE успешно детектировал около ста коричневых карликов, и шесть из найденных им космических объектов этого типа по своим параметрам соответствуют спектральному классу Y. А один из членов нового семейства, получивший условное обозначение WISE 1828+2650, обладает рекордно низкой температурой приповерхностной атмосферы — всего лишь 25 градусов Цельсия, что, как известно, существенно ниже нормальной температуры человеческого тела.

Интересно отметить, что все шесть обнаруженных ультрахолодных коричневых карликов находятся по космическим меркам совсем рядом с Землей, не далее 40 световых лет, а до ближайшего, WISE 1541–2250, всего-то девять световых лет. Напомним, что самая близкая к Солнечной системе звезда Проксима Центавра удалена от нашей планеты на расстояние четырех световых лет.

Как не без иронии отмечает Майкл Кашинг из лаборатории реактивного движения (JPL) NASA при Калифорнийском политехническом институте, «найти коричневых карликов в такой близости от Солнца — это все равно, что обнаружить доселе неизвестное тебе строение в родном городском квартале. И вполне возможно, что благодаря проделанной WISE работе нам в скором времени удастся разглядеть нового карликового соседа под самым носом, то есть ближе, чем Проксима Центавра».

№34 (767) 29 августа 2011