Меланхолия под лунами

Культура
Москва, 29.08.2011
«Эксперт» №34 (767)
Режиссер Филипп Григорьян инсценирует новую музыку Алексея Сысоева для сочинского показа специального проекта театрального фестиваля «Территория»

Фото: Алексей Майшев

Мультикультурный фестиваль «Территория» с 2006 года проходил в Москве, а начиная с 2009-го путешествует по разным городам России. Среди его учредителей актер Евгений Миронов и режиссер Кирилл Серебренников. Куратор музыкальной программы — дирижер Теодор Курентзис, он стоит у истоков специального проекта фестиваля, который пройдет в начале сентября в Зимнем театре Сочи под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014». Проект называется «Полнолуние», и главное его событие — музыкально-сценическая композиция на основе двух сочинений Алексея Сысоева. В постановке задействован международный состав артистов, специализирующихся в экспериментальных жанрах сценического искусства и смежных с ним областей. Среди участников — виртуоз «экстремального вокала» Наталья Пшеничникова, перкуссионист Владимир Тарасов, танцовщик Такетеру Кудо, электронщица Sachiko M, Московский ансамбль современной музыки под управлением Федора Леднёва.

В качестве режиссера здесь выступает молодой экспериментатор Филипп Григорьян. Он поставил в Москве драматические спектакли «Новый год» и «Третья смена» (спектакль выдвигался на «Золотую маску»), сделал несколько работ в Перми в рамках инновационного театрального проекта «Сцена-Молот», а также дебютировал там в качестве оперного режиссера, поставив на последнем Дягилевском фестивале оперу Пуленка «Человеческий голос». В преддверии премьеры Филипп Григорьян рассказал «Эксперту» о «Полнолунии» и о собственном творчестве.

Из чего состоит ваша часть проекта «Полнолуние»?

— Проект серьезно изменился по сравнению с первоначальным замыслом. Мы должны были исполнять новое большое сочинение «Полнолуние», заказанное композитору Алексею Сысоеву фестивалем «Территория» и Теодором Курентзисом. Это глобальное произведение: 80 человек оркестра, 25 человек хора. Но не сложилось, стало понятно, что невозможно его сейчас сыграть целиком. И все предельно минимизировалось. Пришлось очень быстро все переделывать. А полная версия «Полнолуния», возможно, будет исполнена в Перми, на Дягилевских сезонах в 2012 году.

Теперь наш проект состоит из двух сочинений — одного целого, которое называется «Над лунами» («Over Moons») и первой части изначально предполагавшейся оратории «Полнолуние»: она написана в трех частях, но сейчас будет исполнена только первая.

«Over Moons» уже исполнялось дважды в концертной версии Московским ансамблем современной музыки. Дирижировал, как и у нас в Сочи, Федор Леднёв. Так что в сентябре мы показываем именно театральную премьеру «Над лунами», в сценической версии. И у нас другая солистка — Наталья Пшеничникова. Эта пьеса посвящена авангардистской мечте о том, как силой мысли можно изменить мир. В либретто использован фрагмент текста выдающегося советского архитектора-рационалиста Георгия Крутикова о планировке нового — летающего — города, об архитектуре будущего.

А «Полнолуние» — удивительное произведение. Курентзис сказал Сысоеву: напиши, что хочешь. И Алексей начал писать про Японию. Просто давно хотел написать на японскую тему. И в

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (767) 29 августа 2011
    Стратегия-2020
    Содержание:
    Не хватает класса

    Промежуточный вариант «Стратегии-2020» показал, что российское интеллектуальное сообщество не в состоянии разработать политически действенную программу

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Реклама