Щебенка на дороге не валяется

Русский бизнес
Москва, 29.08.2011
«Эксперт» №34 (767)
На рынке важнейшего стройматериала — щебня — происходит молниеносный передел собственности. Предприниматели на местах уступают активы госкомпаниям, иностранцам и приближенным к властям бизнесменам в преддверии начинающейся в России "большой стройки" автодорог

Фото: Photoxpress.ru

В начале «большой стройки» в мае этого года объявил премьер Владимир Путин на совещании, посвященном повышению эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог. В речи премьера прозвучало несколько цифр, поразивших воображение предпринимателей: «Чтобы сконцентрировать средства на строительство и содержание дорог, принято решение о создании федерального и регионального дорожных фондов. По нашим расчетам, до 2020 года мы сможем аккумулировать в них более 8 триллионов рублей и направить эти средства на дорожное строительство. Хочу отметить, федеральный дорожный фонд составит примерно 4,5 триллиона рублей, из них 2,7 триллиона — на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 триллиона рублей — на ремонт и содержание. Объем средств региональных дорожных фондов оценивается приблизительно в 3,9 триллиона рублей». Другими словами, премьер сказал, что государство выделяет на строительство, реконструкцию и содержание автодорог астрономическую сумму — 8,4 трлн рублей до 2020 года (примерно 290 млрд долларов, это в три раза больше, чем за последние девять лет). Поняв, что деньги из бюджета будут выделены, предприниматели со всех ног бросились приобретать предприятия по производству важнейшего для строительства автодорог материала — щебня.

Нет проще материала

Может показаться, что щебень — материал незамысловатый и распространенный повсеместно. Казалось бы, чего проще: хочешь строить дорогу — иди рой под боком карьер. В принципе, такой подход отражает суть дела, однако даже в производстве столь простого материала есть важные нюансы, которые сильно влияют и на качество продукции, и на ее стоимость. Главный из них — вид щебня. Он может быть гранитным, гравийным или известняковым. За последние двадцать лет ко многим дачам и деревням прокладывались дороги, покрытые щебенкой. И если дорога была известняковой (беловатого и желтого цвета), то со временем при достаточно интенсивной эксплуатации на ней, скорее всего, появились ямы разной глубины. А если бы дорога была покрыта достаточно толстым слоем гранитного щебня, то этих ямок появилось бы гораздо меньше. Это связано с тем, что известняковый щебень производится из мягких и наименее прочных осадочных пород, образованных в результате выветривания и разрушения различных горных массивов. В свою очередь, наиболее прочный и твердый щебень, гранитный, производится из метаморфических и магматических пород, которые на поверхности встречаются гораздо реже, обычно они скрыты под многометровыми осадочными наслоениями. И лишь иногда выходят на поверхность или подходят близко к ней.

Использование гранитного щебня позволяет создавать автомобильные дороги высокого качества. Он служит материалом, который лежит в основании автострад, его используют при изготовлении высокопрочного бетона, в строительстве фундаментов и крупных зданий. Из-за своих качественных характеристик и меньшей распространенности гранитный щебень ценится выше, в среднем он на 30% дороже известнякового.

В Центральной России гранитный щебень всегда бы

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (767) 29 августа 2011
    Стратегия-2020
    Содержание:
    Не хватает класса

    Промежуточный вариант «Стратегии-2020» показал, что российское интеллектуальное сообщество не в состоянии разработать политически действенную программу

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Реклама