Богатства в изоляции

Спецвыпуск
Москва, 05.09.2011
«Эксперт» №35 (768)
В Восточной Сибири заявлены и реализуются инвестиционные проекты на миллиарды долларов. Но их успешное осуществление возможно лишь при устранении транспортной изоляции региона

Фото: ИТАР-ТАСС

Стратегия федерального центра в отношении экономического развития Восточной Сибири сводится к двум основным направлениям. Первое — максимально полное использование местной ресурсной базы: наращивание добычи и переработки нефти и газа. Судя по высказываниям чиновников и представителей компаний, на углеводороды Восточной Сибири возлагаются большие надежды. Хотя в этой сфере не все так радужно, как порой представляется. Осваивать также предполагается богатейшие запасы древесины, угля, различных руд, алмазов, драгметаллов и прочих полезных ископаемых. И второе — развитие Восточной Сибири как транзитной территории для расширения торговли с емкими и растущими рынками Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Собственно, основные инвестиционные проекты восточносибирского макрорегиона, инициированные государством или частными компаниями, реализуются именно в этих направлениях.

Движение начинается

По большому счету, какими бы богатствами ни располагала Восточная Сибирь, они не имеют реальной ценности, пока их невозможно взять, переработать и доставить потребителю. А в смысле развития транспортной инфраструктуры регион практически изолирован. Поэтому каждый проект имеет для Сибири особое значение.

Один из таких проектов — строительство 400-километрового участка Кызыл—Курагино из Республики Тыва в Красноярский край. Он соединит с Транссибом месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна Тувы. Стоимость проекта, по некоторым оценкам, составляет 110–130 млрд рублей. Основную часть затрат возьмут на себя частные инвесторы, работающие на территории угольного бассейна: сначала Енисейская промышленная компания, а затем к проекту присоединятся Evraz Group и «Северсталь». «Строительство железной дороги в Туве будет служить первым шагом в экономическом подъеме региона», — сказал «Эксперту» председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол.

Железные дороги от осваиваемых крупных месторождений прокладывают и в других регионах Восточной Сибири. Например, строящаяся железнодорожная ветка в Забайкальском крае свяжет с Транссибом полиметаллические месторождения юго-востока региона. В строительство направляются инвестиции работающего на этой территории «Норильского никеля» и средства Инвестфонда России. В Республике Бурятия будет построен 160-километровый железнодорожный участок Могзон—Озерный, который соединит с Транссибом Озерное месторождение. Здесь планируется построить горно-обогатительный комбинат, где будет ежегодно добываться около 6 млн тонн руды и производиться 740 тыс. тонн концентрата цинка, а также свинца и золотосеребряного сплава. Инвестором выступает ИФК «Метрополь». Как отмечают в правительстве Бурятии, общая стоимость проекта строительства железной дороги оценивается примерно в 110 млрд рублей. Соотношение государственных и частных инвестиций — 32,5 и 67,5% соответственно.

В Якутии практически завершено строительство железнодорожной ветки Улак—Эльга протяженностью более 300 км. Она связывает с Байкало-Амурской магистралью одно из крупнейших в мире н

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (768) 5 сентября 2011
    Кризис Евросоюза
    Содержание:
    Семнадцать растерянных лауреатов

    Конференция нобелевских лауреатов по экономике, прошедшая в немецком городке Линдау, стала ареной для ярких заявлений политиков и показала, что даже ведущие экономисты не могут прийти к единому мнению о том, как преодолеть мировой экономический кризис

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама