Обыкновенное чудо Приморья

Андрей Климов
5 сентября 2011, 00:00

Приморье стремительно наращивает темпы экономического развития. Однако после 2012 года Приморью для сохранения темпов потребуется найти замещение выбывающим госинвестициям

Приморский край может войти в российские учебники по экономике как территория, где за короткий срок удалось совершить чудо: в последние годы в разы выросли инвестиции, изменилась отраслевая структура, экономика края развивается форсированными темпами. Даже мировой финансовый кризис, больно ударивший практически по всем российским регионам, экономику Приморского края миловал — в 2010 году ВРП показал рост 108% к уровню 2009 года. И сегодня эта территория России, пожалуй, одна из самых интересных и перспективных для развития бизнеса.

Суперпроекты инициируют тренд

Два триллиона рублей — такова общая стоимость инвестиционных проектов (а их около 80), которые реализуются на территории Приморья. Сумма более чем внушительная для любого региона России. Из этих средств свыше 660 млрд рублей предназначено для осуществления проектов в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который состоится во Владивостоке в 2012 году.

Инвестиции федерального центра составляют 30% от этой суммы (более 200 млрд рублей). Эти деньги идут на строительство таких крупных объектов, как Дальневосточный федеральный университет, который станет одним из самых больших вузов России; возведение двух вантовых мостов (в мировых масштабах мост на остров Русский войдет в десятку наиболее крупных подобных сооружений, а мост через бухту Золотой Рог по величине вантового пролета даже займет пятое место). Кроме того, из федерального бюджета финансируется строительство низководного моста, скоростных дорог, аэропорта мирового класса, водовода, очистных сооружений и морского фасада Владивостока.

Все это сделает город одним из самых современных и интересных не только на Дальнем Востоке России, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Около 60% от общего объема инвестиций, направленных на подготовку к саммиту, — средства из внебюджетных источников, от российских и иностранных инвесторов. Наиболее крупные проекты, в которых участвует частный капитал, — строительство второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), который соединит месторождения Восточной Сибири с нефтеналивным портом в бухте Козьмино; прокладка магистрального газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток (он находится в завершающей стадии); создание двух современных судостроительных верфей для крупнотоннажного судостроения в городе Большой Камень и в Шкотовском районе.

Такой инвестиционной активности Приморье, пожалуй, не знало никогда. Однако существует вероятность, что в 2012 году объемы капитальных вложений снизятся из-за сокращения федерального финансирования. В результате для сохранения темпов роста инвестиций региону будет необходимо привлекать из внебюджетных источников 300–400 млрд рублей в год, чтобы продолжить финансирование программы развития экономики края. Эти средства предполагается направить на строительство нефтехимического комплекса в районе города Находка и газохимического в Хасанском районе, сооружение под Уссурийском района торгово-экономического сотрудничества «Канцзи»; создание во Владивостоке производства легковых автомобилей корпорации Mazda и других объектов.

В Приморье зоной инвестиционной активности является не только Владивосток, но и большая часть территории края. Большие инвестиционные средства идут в глубокую переработку древесины и сельское хозяйство. Так, крупнейшие лесозаготовительные и лесоперерабатывающие компании края («Тернейлес», «Приморсклеспром», «Лес Экспорт», Приморский ГОК) при поддержке японского и китайского капитала инвестировали в современные технологии деревообработки около 500 млн долларов. Продукция, которую производят эти предприятия, отвечает самым высоким стандартам. Она востребована на внутреннем и внешнем рынках.

В сельском хозяйстве Приморья высокую активность проявляют китайские и южнокорейские компании. Причем если китайский бизнес специализируется на традиционных видах земледелия, то партнеров из Республики Корея интересуют в первую очередь инновационные направления сельскохозяйственного производства. Сегодня их интересы сконцентрированы на высокоэффективном выращивании культур, среди которых, в частности, камыш и мискантус (многолетнее кормовое растение), из которых предполагается получать экологичное биотопливо.

На морском побережье, особенно в его южной и юго-восточной частях, все больше инвестиционных средств идет в глубокую переработку рыбы и морепродуктов как прибрежного, так и океанического рыболовства, а также промышленное выращивание марикультур. Последнее направление развивается на стыке с новейшими разработками профильных рыбохозяйственных и академических институтов Дальневосточного отделения Академии наук России. Реализация этих проектов идет в рамках краевой целевой программы, направленной на поддержку рыбопереработки.

В крае ведется работа и над созданием особых экономических зон. Первая разместится в порту Восточный, вторая, зона туристско-рекреационного типа, — на острове Русский. Формируется игорная зона в пригороде Владивостока (к этому проекту инвесторы начинают проявлять живой интерес).

Формирование правового поля

Росту инвестиций, конечно же, в значительной степени способствовало внимание к региону государства, но не менее существенную роль сыграло и совершенствование законодательной базы, формирующей привлекательную инвестиционную и предпринимательскую среду как для крупного, так и для мелкого капитала. Эта работа ведется на протяжении ряда последних лет. В последнее время, в частности, законодательно оформлен порядок проведения конкурсного отбора приоритетных краевых инвестпроектов, формируется соответствующий реестр, устанавливаются механизмы контроля, а 30 июня принята краевая целевая программа «Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае на 2011–2015 годы». В ней определены дальнейшие шаги в этой сфере. Цель — устранение административных барьеров при реализации частных проектов и государственно-частного партнерства.

В крае также ведется работа по развитию и поддержке конкуренции. Для этого принимаются меры по повышению прозрачности конкурсов, тендеров и аукционов, доступности финансовой инфраструктуры. Так, по количеству действующих кредитно-финансовых организаций Приморье занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО).

Результатом стало то, что за прошлый год количество зарегистрированных предприятий и организаций всех форм собственности увеличилось на четыре тысячи, выросло число малых предприятий, а доля произведенной ими продукции в общем объеме валового регионального продукта превысила 22,3%. Это один из лучших показателей в ДВФО.

Кстати, такая активность малого и среднего бизнеса связана со специальной программой поддержки, которая действует в Приморском крае. Только в первом полугодии 2011 года на реализацию краевой целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» направлено 90 млн рублей. Сегодня количество малых предприятий в Приморье составляет 27,5 тыс., а индивидуальных предпринимателей здесь 55 тыс. человек при населении менее 2 млн. За прошлый год оборот малого бизнеса вырос более чем на 50 млрд рублей и составил 207,4 млрд рублей. Меняется и характер малого бизнеса Приморья. Если раньше предприниматели занимались главным образом торговлей, то в последнее время укрепляются их позиции в строительстве.

Наброски завтрашнего дня

Помимо общих для многих регионов страны проблем у Приморья есть и свои, спе­цифические. Так, сегодня в крае возникла проблема бесперебойного обеспечения электроэнергией и газом строящихся производственных мощностей — судостроительных верфей, нефте- и газохимических заводов. На данный момент Приморье, с учетом перетока энергии из других регионов, пока располагает достаточным резервом энергетических мощностей, но в перспективе дефицит неизбежен.

Строящийся газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток должен частично решить назревающую энергетическую проблему. Он позволит газифицировать территорию. Специальная программа разработана краевой администрацией и согласована с «Газпромом». В результате до 2020 года будет газифицировано свыше полутысячи населенных пунктов более чем в 30 муниципальных образованиях края, то есть бо́льшая часть Приморья. Предстоит построить десятки газораспределительных станций и сотни километров межпоселковых газопроводов. Газифицированы будут и уже действующие, и еще только строящиеся и проектируемые производства. К примеру, во Владивостоке заканчивается прокладка газовой трубы к автосборочным цехам компании «Соллерс».

Особый для Приморья вопрос, решение которого зависит не только от местной власти, связан с таможенным оформлением грузов. В отличие от большинства регионов страны Приморье с его развитой портовой инфраструктурой — классическая транзитная территория. Восточный, Находка, Владивосток, Посьет — узловые порты страны на Тихом океане. Ежегодно через них проходят десятки миллионов тонн экспортно-импортных и каботажных грузов. Порты нуждаются в инвестициях, в модернизации и развитии, но инвесторов, особенно иностранных, пугает сложная система таможенного оформления в России. Экспортно-импортным компаниям порой приходится сталкиваться с тем, что одни и те же нормативные акты таможенные чиновники могут трактовать по-разному. Не добавляют оптимизма и крайне запутанная система карантинного контроля, и задержки грузов в портах.

Краевая власть — и законодательная, и исполнительная — активно взаимодействует с соответствующими федеральными органами, чтобы устранить эти проблемы. Определенные подвижки есть. Так, оформление транзитных контейнерных партий и отправка экспрессных эшелонов из порта Восточный в западные регионы страны практически не вызывает нареканий, которые были нередки еще недавно.

Наконец, есть проблема перепрофилирования моногородов. Это, конечно, не особая статья Приморья, но крайне важная для малонаселенной территории, откуда к тому же люди пока еще уезжают. В списке, сформированном Минрегионом России, значится 335 таких населенных пунктов по всей стране, жизнь которых зависит от самочувствия одного предприятия. Из них в Приморье находятся четыре. Это города Арсеньев и Дальнегорск, поселок Лучегорск и село Светлогорье. Для перепрофилирования этих муниципальных образований разработаны и реализуются комплексные инвестиционные планы. Общий объем предусмотренных инвестиций до 2015 года составляет 29,8 млрд рублей (почти 7% от текущего ВРП края).

В каждом из этих населенных пунктов своя специфика, которую приходится учитывать. В горнодобывающем Дальнегорске уже активно развиваются производства, альтернативные градообразующему свинцовому. К настоящему моменту монопрофильность этого города фактически ликвидирована. В Светлогорье, где еще два года назад ситуация была просто критической, возрождается Лермонтовский ГОК (добыча вольфрамсодержащей руды и ее обогащение), а параллельно создается более десятка новых малых предприятий. В целом за полтора года выполнения комплексных инвестиционных планов здесь создано 675 новых рабочих мест. Соответствующие проекты осуществляются в Арсеньеве и Лучегорске.

Таким образом, за последние годы стали вырисовываться контуры завтрашнего дня Приморья. На территории края формируется несколько кластеров, которые и будут определять экономический характер края. Это кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья, энергопроизводственный, судостроения и судоремонта, а также транспортно-логистический.

При этом важным центром станет владивостокская агломерация, формирование которой происходит в наши дни благодаря появлению скоростных дорог. Краевой центр начинает притягивать к себе близлежащие населенные пункты. Формирование агломерации подразумевает, в частности, более эффективное использование трудовых ресурсов, а также повышение качества жизни населения в зоне агломерации. Сегодня в ее границах разворачивается строительство социальных объектов, возводятся современные жилые микрорайоны. Один из них — Снеговая Падь — практически уже готов к заселению, строительство еще двух — в районе поселка Трудовое и бухты Патрокл — началось.

Владивосток