IPO

Частные инвестиции
Москва, 05.09.2011
«Эксперт» №35 (768)

Публичное размещение акций лишь кажется предсказуемым мероприятием: редкое IPO обходится без интриги, а размещение бумаг разных эмитентов может различаться примерно как производство медного купороса и спутниковых навигаторов.

При этом на успешность IPO для инвесторов очень часто влияет не только размер эмитента, но и то, на каких площадках он продает бумаги. Большинство крупных компаний обычно размещается одновременно на ММВБ, РТС и зарубежной площадке — чаще всего это London Stock Exchange, хотя в последнее время эмитенты начинают проявлять интерес к Hong Kong Stock Exchange. При этом иностранные инвесторы, как правило, более тщательно относятся к выбору акций, и, видимо, поэтому крупные компании не размещаются по слишком высокой цене. Такие серьезные предприятия, как «Фосагро», Номос-банк и прочие, не могут продать свои акции намного дороже, чем бумаги уже торгующихся аналогичных компаний. К тому же в момент IPO крупные эмитенты не могут оцениваться очень дорого относительно своей выручки и прибыли — ведь не секрет, что доходы крупного, устоявшегося бизнеса обычно растут постепенно. Котировки серьезных эмитентов в значительной мере зависят от того, что происходит с ними, и от перспектив, которые в них видят инвесторы, подстегивать интерес к таким акциям обычно не требуется — компании и так на слуху.

Другое дело — эмитенты средние и мелкие. С одной стороны, их акции можно продавать со значительным мультипликатором P/E (капитализация к прибыли) и даже P/S (капитализация к выручке) — в расчете на то, что их бизнес будет развиваться намного быстрее рынка. И это, в общем, логично. Однако отечественные размещения бумаг небольших эмитентов говорят об обратном: после IPO котировки практически всегда снижаются — вне зависимости от того, удается ли эмитенту достичь заявленных планов или нет. Очень часто вторичный рынок по акциям таких компаний еле теплится. В результате инвесторы, зашедшие в эти бумаги во время размещения или после него в надежде, что цена размещения окажется неким уровнем поддержки, оказываются сильно разочарованы.

Что происходит с российскими предприятиями небольшой и средней капитализации после IPO, хорошо иллюстрирует пример «Русских навигационных технологий», РНТ. С помощью инвесткомпании «Открытие» этот производитель навигационных систем для транспорта разместил свои акции на бирже год назад. С тех пор финансовое состояние РНТ серьезно улучшилось: компания увеличила и выручку, и прибыль в 2,5 раза (по итогам 2010 года). При этом РНТ со своими навигаторами «АвтоТрекер» уже сейчас лидер рынка спутникового мониторинга по количеству оснащенного транспорта, а чтобы упрочить положение, планирует активно участвовать в разного рода тендерах. Цель — оборудовать своими навигационными системами автомобили госслужб. Но, несмотря на прекрасные показатели, акции РНТ чувствуют себя не очень хорошо: капитализация компании за прошедшее с момента IPO время опустилась с 1,37 млрд рублей до 930 млн, сделки проходят не каждый день, а если они и есть, т

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (768) 5 сентября 2011
    Кризис Евросоюза
    Содержание:
    Семнадцать растерянных лауреатов

    Конференция нобелевских лауреатов по экономике, прошедшая в немецком городке Линдау, стала ареной для ярких заявлений политиков и показала, что даже ведущие экономисты не могут прийти к единому мнению о том, как преодолеть мировой экономический кризис

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама