Импортные чертежи взамен архитектурной школы

Илья Ступин
12 сентября 2011, 00:00

Вместо того чтобы создать современную систему технического регулирования строительства, депутаты предлагают закупать строительные проекты за рубежом и применять их в России по упрощенной схеме

В Госдуму внесен революционный закон, позволяющий беспрепятственно и в индустриальных масштабах импортировать зарубежные строительные проекты. Автор документа — председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.

Сейчас вся проектная документация, подразумевающая строительство зданий площадью более 1,5 тыс. кв. м, проходит обязательную государственную экспертизу на предмет соблюдения строительных норм и правил. Зарубежные проектировщики, желающие работать на российском рынке, вынуждены вступать в альянсы с российскими партнерами. Чтобы согласовать западные проекты в России, в них приходится вносить существенные коррективы, а самостоятельно разобраться в устаревших и запутанных российских строительных нормах иностранцы не в состоянии. Лазейка для применения современных технологий проектирования, не вписывающихся в отечественные нормативы, — возможность разработки для каждого конкретного проекта специальных технических условий (спецТУ). После утверждения этих спецТУ госэкспертизой проект может быть реализован. Однако работа в таком формате оправдана лишь в случае крупных проектов, поскольку процесс разработки и согласования спецТУ требует больше времени и затрат.

Модернизировать и усовершенствовать громоздкую систему техрегулирования российские чиновники безуспешно пытаются в течение последних десяти лет. А переработанные в последние годы СНиПы и ГОСТы зачастую остаются устаревшими, и нередко отдельные пункты положений противоречат друг другу. Элегантное решение, избавляющее чиновников от этой непосильной задачи, нашел депутат Шаккум. Внесенный им на рассмотрение в Госдуму закон позволяет закупать строительные проекты за рубежом и тиражировать их в России вне обязательных для остальных участников рынка согласовательных процедур и экспертиз. По мнению автора законопроекта, нововведения «будут способствовать развитию интеграционных процессов и приведут к улучшению инвестиционного климата».

Импорт экспертизе не подлежит

Законопроектом, который внесен в Госдуму две недели назад, предлагается внести ряд изменений в Градостроительный кодекс, законы о техническом регулировании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Поправки кардинально упрощают режим согласования неких «проектов повторного применения», разработанных и реализованных в зарубежных странах. Что такое проект повторного применения? Российские специалисты затрудняются дать однозначный ответ на этот вопрос, точное определение не содержится и в законопроекте. В российской практике, по словам директора СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» Андрея Уртьева, типовое проектирование подразумевает наличие статистики использования конструкций в различных условиях эксплуатации (как правило, речь идет о строительстве типовых панельных зданий из железобетона по досконально отточенным алгоритмам. — «Эксперт»).

За рубежом термины «проект повторного применения» и «типовой проект» вообще не используются. «Повторное применение проектов, по мнению западных законодателей, уродует национальный ландшафт страны», — заявлял на одном из круглых столов, посвященных обсуждению законопроекта, вице-президент Московского союза архитекторов Михаил Хазанов.

По мнению специалистов, использование в законопроекте термина «проект повторного применения» — лукавство. То есть речь идет о возможности беспрепятственного тиражирования в России любых строительных проектов, хотя бы однажды реализованных за рубежом.

Революционность депутатских инициатив состоит в том, что все зарубежные проекты (за исключением особо опасных, технологически сложных и уникальных) предлагается освободить от прохождения полного цикла госэкспертизы и ограничиться только проверкой конструкций фундаментов на их соответствие природным и климатическим условиям в районе строительства. Заказчику, желающему построить здание по зарубежному проекту, надо будет купить иностранную документацию, перевести ее на русский язык, разработать планировочную схему (осуществить привязку проекта к местности), составить декларацию о законности применения проекта. Местные власти, выдающие разрешение на строительство, проверят только соответствие проектной документации требованиям градплана. Перечень стран, проектную документацию которых можно будет применять в России, разработает правительство.

Еще одна новация заключается в том, что зарубежные проекты предлагается не только вывести из-под госэкспертизы, но и не распространять на них отечественные требования безопасности, санитарно-эпидемиологические нормативы (причем как в период строительства, так и в течение срока эксплуатации). Вместо национальных нормативов предписывается использовать зарубежные стандарты.

Опасный протекционизм

Законодательные новации Шаккума шокировали архитекторов. Руководители нескольких архитектурных общественных объединений даже написали тревожное письмо президенту Дмитрию Медведеву. Однако никакой публичной реакции на него пока не последовало.

По мнению участников рынка, в случае принятия законопроекта российские архитекторы и проектировщики рискуют потерять существенные объемы заказов, поскольку конкурировать с чертежами, приобретенными на вторичном рынке за рубежом, они не смогут. Протекционистский режим для зарубежной проектной документации создает условия неравной конкуренции для российских и зарубежных проектировщиков. «При этом не факт, что в Россию будут переноситься передовые решения. Полный цикл реализации любого проекта занимает около пяти лет. Поэтому в идее их повторного применения изначально закладывается технологическое отставание», — замечает вице-президент российского Союза архитекторов Максим Перов.

Возникают существенные технологические риски, связанные со спецификой природно-климатических условий, которые зарубежными нормативами попросту не учитываются. «Практическое применение зарубежных проектов возможно. Однако они должны проходить государственную или негосударственную экспертизу в соответствии с нашим законодательством в полном объеме, а не частями», — полагает Андрей Уртьев.

Совершенно непонятно, как российские регуляторы будут контролировать соблюдение иностранных санитарных требований и стандартов по безопасности. «То есть предполагается, что российские пожарные инспекторы выучат все европейские нормативы, так, что ли? С трудом верится, что им это под силу. Тем более что в каждой европейской стране помимо общих для Евросоюза еврокодов существуют национальные стандарты, учитывающие местные реалии», — замечает один из наших собеседников.

Не очевиден и прямой экономический эффект от тиражирования зарубежных проектов — по крайней мере в массовом сегменте строительного рынка. Затраты на проектирование в сметной стоимости строительства составляют около 6–8%. По экспертным оценкам, повторное применение позволяет на 20–30% сократить затраты на проектирование, однако в масштабах общей стоимости проекта это копейки.

Едва ли не единственный бонус от такой схемы — существенное сокращение сроков согласований. Например, девелоперы инициативу Шаккума всячески приветствуют. Однако выигрыш потребителей не столь очевиден — могут возрасти затраты на оборудование, поскольку импортные проекты скорее всего будут привязаны и к импортной инженерной начинке. Возможна и обратная ситуация, когда зарубежные поставщики (например, китайские) предложат ультраэкономичные проекты посредственного качества для строительства в рамках госзаказа. В этом смысле заманчивые стратегические перспективы открываются разве что перед чиновниками, аффилированными с поставщиками таких зарубежных строительных проектов и технологий.

В самой идее повторного применения зарубежных проектов изначально заложено технологическое отставание

Аннулирование профессии

Вне всякого сомнения, российские проектировщики катастрофически отстают от своих коллег из продвинутых западных стран: по уровню планировочных решений, удобству и рациональности. «Ведущие зарубежные архбюро работают по всему миру. Естественно, они знают и видят больше, чем их российские коллеги. Они умеют работать со сложными территориями, со сложным рельефом таким образом, чтобы помимо выгодной для инвестора плотности застройки возникала и комфортная среда обитания. Они правильно организуют внутреннее пространство зданий, умеют рационально расположить внутреннюю инженерию, все это позволяет дать экономию девелоперу без потери в качестве», — говорит председатель совета директоров девелоперской компании Kaskad Family Валерий Мищенко. Однако разрушение собственной архитектурной и проектной школы не повод от нее отказываться совсем и ставить важнейшую отрасль страны — строительство — в зависимость от зарубежных разработок.

Заметим, что сложившийся не в пользу наших проектировщиков расклад объясняется не только скудоумием и цинизмом отдельных российских зодчих, но и отсутствием у талантливых отечественных специалистов пространства для творческой реализации. Наши проектировщики зажаты в прокрустовом ложе устаревших норм и правил, которые зачастую противоречат друг другу. По мнению архитекторов, чтобы создать условия для проникновения современных проектных решений извне, нужно актуализировать российскую систему стандартов и техрегулирования таким образом, чтобы любое конструктивное решение или технология, обеспечивающие необходимые эксплуатационные характеристики зданий, могли применяться беспрепятственно. Никто против этого не возражает. Однако правила игры должны быть одинаковы как для российских, так и для зарубежных специалистов. В льготном режиме возможен разве что импорт нишевых зарубежных проектов (например, почему бы не тиражировать блестящие американские проекты строительства медицинских центров). Однако распространять подобную практику на весь строительный рынок как минимум нецелесообразно. Хотя, безусловно, это проще, чем вести кропотливую работу по усовершенствованию системы техрегулирования, ее адаптации к еврокодам, стимулировать творческие инициативы через архитектурные конкурсы (в том числе международные). «В принципе, если проанализировать предыдущие действия чиновников, то все логично. Сначала они максимально запутали систему технологического регулирования, внедрили зачастую противоречащие друг другу санитарные и противопожарные нормативы. Затем отменили строительные лицензии, сняв с себя всякую ответственность. Теперь, чтобы окончательно умыть руки, решили аннулировать профессию архитектора и импортировать готовые чертежи», — резюмирует один из наших собеседников.