Расшевелить глубинку

Вадим Пономарев
12 сентября 2011, 00:00

Одно из условий того, чтобы человек мог проявить свою активность, — свобода передвижения. Для этого нужно преодолеть извечную российскую беду — плохие дороги. Вятские жители изъявили готовность строить их за свои деньги

Фото: Юрий Пирогов/ Photoxpress.ru
В Кировской области муниципалитеты отвечают за состояние старых и строительство новых дорог

Дорожная инфраструктура Кировской области была сформирована в конце 1980‑х, и с распадом СССР ее финансирование из федерального бюджета практически прекратилось. Это привело к тому, что по густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регион занимает 48-е место в России и 13-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО). Жители двух районов области вынуждены добираться до областного центра через соседние регионы. Кроме того, Кировская область на данный момент не имеет устойчивого выхода в Архангельскую область, что сдерживает межрегиональные связи.

И касается это не только дорог. Долгое время регион жил фактически в изоляции от остальной страны, поэтому и уровень газификации здесь один из самых низких в европейской части России. Понятно, что подобное положение дел не устраивает новые власти региона, которые для исправления ситуации решили применить не только финансово-административные рычаги, но и пробудить гражданскую активность жителей Вятки.

Ухабы постсоветского времени

Хроническое недофинансирование дорожного строительства и ремонта привело к тому, что, по подсчетам региональных властей, доведение нынешних вятских дорог до удовлетворительного состояния обойдется в 28 млрд рублей. Сумма для региона неподъемная — это почти весь годовой бюджет Кировской области. Кроме того, трем городам Вятки — Кирову, Вятским Полянам и Уржуму нужны объездные дороги.

Понятно, что все сразу не решишь. Поэтому региональные власти сосредоточились на реализации трех крупных дорожных проектов, включая строительство объездной дороги вокруг Кирова, а 6,6 тыс. км автомобильных дорог, находящихся в областной собственности, в 2009 году передали на муниципальный уровень. «Мы считаем, что муниципалитеты способны более эффективно определить свои приоритеты по ремонту дорог. Это также соответствует нашему общему курсу на укрепление самостоятельности местных бюджетов», — говорит кировский губернатор Никита Белых.

Одновременно с дорогами муниципалитетам были переданы и средства на их содержание: общий объем субсидий составил 650 млн рублей в 2010 году и 699 млн в 2011-м. Кроме того, в бюджеты муниципальных образований поступает часть сборов по транспортному налогу (10% в 2010 году и 50% в 2011-м).

Дальнейшие надежды на развитие дорожной сети в Кировской области связывают с региональным дорожным фондом, формирование которого предполагается начать в будущем году, и с развитием государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожном строительстве. Основным источником средств для фонда станут акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, а также плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, государственная пошлина за выдачу разрешений на перевозку опасных и крупногабаритных грузов. Ожидается, что в будущем году в областной дорожный фонд удастся собрать около 3,8 млрд рублей. Конечно, этого недостаточно, ведь только на новое строительство надо не менее 3 млрд. И тем не менее фонд дает большую, чем бюджетное финансирование, гарантию того, что все деньги будут использованы на строительство и ремонт дорог. Дальнейшее развитие получит и государственно-частное партнерство по ремонту внутриобластных дорог, которое с успехом начало работать в прошлом году.

Чудиновское чудо

В селе Чудиново Кировской области дорог, как и везде в российской глубинке, по сути, не было. Главную сельскую дорогу не ремонтировали лет двадцать — в местном бюджете на это не было денег; после дождя или снега ее размывало. Но тут узнали чудиновцы, что областные власти объявили конкурс проектов поддержки местных инициатив: региональный бюджет может дать денег на новые дороги в селе, если сельчане тоже вложатся своим рублем. «Сначала решили скинуться по триста рублей с семьи. Но когда собрали общий сход, то поняли, что условия конкурса мы не выдержим, и решили собрать с каждой семьи по тысяче рублей. Составили проект реконструкции дороги, назвали его “Дорога в будущее”, и отправилась инициативная группа собирать с народа деньги», — вспоминает глава сельского поселения Чудиново Валентина Чудиновских.

В итоге жители Чудинова на новую дорогу собрали почти 200 тыс. рублей. Еще столько же дали спонсоры и местная администрация. Основную сумму, 1,5 млн рублей, как и обещала, выделила областная администрация — и в селе появилась новая центральная дорога.

Проект поддержки местных инициатив реализуется в Кировской области с прошлого года в рамках меморандума о взаимопонимании, заключенного между губернатором Кировской области и Всемирным банком. В прошлом году в проекте участвовали городские и сельские поселения шести районов области. В этом году в рамках программы государственно-частного партнерства областное правительство направит на дорожное строительство 670 млн рублей, на эти деньги будет отремонтировано около 100 км вятских дорог в половине из 39 районов области и в самом областном центре.

Вот таким образом, используя все возможные способы — помощь федерального бюджета и прямое финансирование из региональных средств, государственно-частное партнерство, а также инициативу муниципалитетов и граждан, — в Кировской области стараются решить один из извечных российских вопросов.

Газ для провинции

Не менее важна для вятчан проблема крайне низкого уровня газификации области. Отсутствие природного газа во многих районах сдерживает как появление новых производств, так и развитие социальных инициатив. Люди просто уезжают в более удобные для жизни места.

В результате совместных усилий правительства Кировской области и главного российского газовика ОАО «Газпром» введен в эксплуатацию газопровод-отвод Кирово-Чепецк—Барамзы. Сам отвод небольшой — 30,5 км. Но в прошлом году за счет средств региона к нему построили 192 км распределительных газопроводов и шесть котельных. В этом году правительство области намерено построить еще 108 км газораспределительных сетей и 11 котельных, чтобы увеличить загрузку.

Благодаря этому проекту стоимостью 2,1 млрд рублей весной этого года природный газ пришел в 20 населенных пунктов заречной части Кирова и Слободского района. А это около 13 тыс. домовладений и квартир, промышленные предприятия и организации коммунального комплекса. «Но это не конец программы газификации Кировской области. Она продолжится», — подчеркнул на церемонии пуска газопровода-отвода Кирово-Чепецк—Барамзы генеральный директор компании «Газпром-трансгаз Нижний Новгород» Игорь Щеголев. В ближайших планах «Газпрома» выполнить проектирование и строительство газопроводов-отводов и ГРС в городе Слободском и поселке Кумены, а власти области продолжат разводить газ по населенным пунктам.

Если так пойдет и дальше, то газификация области откроет совершенно новые перспективы как для жителей, так и для региона в целом.

Прямиком к морю

Летом этого года состоялось знаменательное для кировчан событие и в сфере авиаперевозок. Впервые за постсоветские годы возобновилось прямое авиасообщение между Кировом и южными городами Анапой и Сочи (до этого воздушное сообщение с Вяткой осуществлялось только через Москву). Проблема эта столь долго не решалась не из-за стоимости билетов, а из-за состояния регионального аэропорта Победилово, который давно уже не удовлетворял ни требованиям безопасности полетов, ни пожеланиям авиаперевозчиков. Например, аэродромная техника аэропорта, находящегося в областной собственности, не обновлялась более тридцати лет.

Сейчас Победилово переживает второе рождение. За счет субсидии из областного бюджета предприятие смогло приобрести новую технику для заправки самолетов питьевой водой, обслуживания их санузлов, обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью; пожарный автомобиль, предназначенный не только для тушения пожаров, но и для проведения аварийно-спасательных работ в аэропорту и на прилегающих территориях; аэродромный тягач, который может перевозить воздушные суда весом до 120 тонн; топливозаправщик; передвижной наземный источник питания для бортового оборудования и аппаратуры; самоходный пассажирский трап.

За счет федерального бюджета ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы (она находится в федеральной собственности). Сейчас полоса увеличена до 2,7 тыс. метров. Работы должны быть завершены до конца 2012 года. В ближайшие два года, по словам главы департамента дорожного хозяйства региона Альберта Запольских, в аэропорту будут построены новые очистные сооружения и ограждение по периметру аэродрома, заменено светосигнальное оборудование. В общей сложности на реконструкцию Победилово из федерального бюджета будет выделено 1,3 млрд рублей.

Реализация этого комплексного плана возрождения кировского аэропорта приведет к тому, что уже со следующего года он сможет принимать не только Як-42 компании «Ижавиа», который сейчас курсирует между Москвой и Кировом, а также доставляет вятичей к теплому морю, но и Airbus A320, и Boeing 747. Так что местные жители смогут прямым рейсом летать на отдых в Египет или Турцию, а нынешние и потенциальные инвесторы в региональную экономику получат возможность быстро и безопасно добираться до Вятки и обратно.