С черного хода

Политика
Москва, 12.09.2011
«Эксперт» №36 (769)
Европе все труднее обороняться от растущего наплыва нелегальных иммигрантов, оставаясь в рамках гуманности и соблюдения прав человека

Фото: Егор Путилов

Внутри Евросоюза Греция сегодня печально знаменита не только своими экономическими и политическими проблемами. Как оказалось, именно через нее в ЕС поступает значительная часть нелегальных иммигрантов. Из 105 тысяч человек, нелегально проникших на территорию ЕС в 2010 году, более 90% приехали через Грецию, которая стала настоящим черным ходом в Евросоюз. По мере закрытия каналов нелегальной иммиграции в других странах ЕС все больший поток стал сосредоточиваться именно здесь.

Западносредиземноморский канал миграции был перекрыт несколько лет назад соглашением Испании с Марокко о реадмиссии всех граждан третьих стран, нелегально проникающих в Испанию с территории Марокко. С тех пор стало бессмысленно рисковать жизнью, переплывая Средиземное море на ненадежных лодках: ведь по прибытии тебя ждет немедленная депортация. Оставшийся тонкий ручеек, просачивавшийся через испанский анклав Сеута (часть Испании на африканском континенте), где достаточно было лишь ступить на испанскую землю, чтобы попросить политическое убежище, был перекрыт в 2005 году высокотехнологичной трехмет­ро­вой стеной, нашпигованной датчиками движения и шума, видеокамерами и прожекторами. С марокканской стороны стена охраняется местной полицией, а со стороны Сеуты — испанской гражданской гвардией. В том же 2005 году произошла организованная попытка штурма стены одновременно сотнями иммигрантов из черной Африки, многие из которых годами ждали этого шанса. Толпы людей, пытающихся вскарабкаться на стену по колючей проволоке, попали под перекрестный огонь: резиновые пули со стороны Испании и вполне настоящие — от марокканской полиции. Тогда погибло, по разным оценкам, от 12 до 18 человек, свыше 50 было ранено. Вскоре после этого инцидента была построена вторая стена — в десяти метрах от первой, после чего этот канал переправки людей в Европу был окончательно закрыт.

Центральносредиземноморский канал из Ливии и Туниса в Италию и на Мальту был закрыт соглашениями о реадмиссии с режимом Каддафи и тунисским правительством, после чего в Ливии возникли настоящие концентрационные лагеря для иммигрантов, перехваченных итальянской береговой охраной. Об ужасах этих лагерей ходили легенды, которые, правда, ни подтвердить, ни опровергнуть было невозможно из-за непрозрачности Ливии для журналистов. С началом «арабской весны» соглашения перестали работать, что привело к кратковременному притоку нелегалов в Италию и на Мальту. Впрочем, несмотря на медийную истерику, проблему удалось решить довольно быстро: одним из первых распоряжений нового «народного» правительства Туниса было послать армию на береговую линию для перехвата судов с беженцами, отправляющимися в сторону европейского континента. Широко известна история, как корабль тунисской береговой охраны протаранил лодку с иммигрантами, что привело к гибели 30 своих же соотечественников.

Угроза Каддафи затопить Европу миллионами африканских беженцев тоже не реализовалась — корабли НАТО и итальянской береговой охраны де-факто перестали оказывать помо

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (769) 12 сентября 2011
    Национальный вопрос
    Содержание:
    Пять причин быть русскими

    В стране, которая дважды распадалась по этническим границам, национальный вопрос — как веревка, о которой не говорят в доме повешенного. Но говорить все равно приходится. Пусть не на выборах, так хотя бы на высоких консилиумах, один из которых на минувшей неделе прошел в Ярославле с участием мировых светил

    Реклама