То, что капиталистическая экономика развивается циклически, стало ясно уже в первой половине XIX века. Регулярно, раз в пять-десять лет, повторяющиеся кризисы сделались в определенном смысле проклятием капитализма. И именно они, по мысли Карла Маркса, рано или поздно должны были привести капитализм к краху и к замене его плановой экономикой без кризисов.
После Великой депрессии 1930-х, поставившей капитализм на грань провала и приведшей к власти в Германии нацистов, правительства капиталистических стран стали принимать всяческие меры для сглаживания кризисных явлений. Но циклический характер экономического развития сохранился.
Еще Маркс отмечал, что материальная основа периодичности кризисов состоит в необходимости периодического обновления основного капитала, то есть связана с технологическими изменениями. В начале ХХ века русский экономист Николай Кондратьев показал, что цикличность экономического развития не ограничивается десятилетним циклом, что существуют длинные циклы, порядка пятидесяти лет. По мысли Кондратьева, перед их началом наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества, выражающиеся в значительных изменениях техники (чему предшествуют значительные технические открытия и изобретения). Выводы Кондратьева легли в основу теории инноваций, разработанной Шумпетером, который именно в инновациях увидел основу экономического развития.
Книга Перес, как подчеркивает она сама, сохраняет базовые идеи Кондратьева. Однако до настоящего времени никто из экономистов не обращал серьезного внимания на связь технологического развития и финансовых циклов, хотя, как замечает Перес, «Шумпетер очень четко представлял себе, что две функции, выполняемые предпринимателями и финансистами, — это взаимозависимые колеса, движущие прогресс вперед». Труд Перес призван заполнить этот пробел экономической теории и показать, что кризисы действительно неизбежный феномен капитализма, который, однако, связан с имманентно присущим ему технологическим динамизмом, подкрепленным особенностями развития финансовой сферы.
Автор усматривает в истории последних двухсот лет развития капитализма пять технологических революций, пять больших волн развития, характеризующихся определенным технологическим укладом (см. таблицу). Каждая из этих волн включает в себя следующие этапы: технологическая революция — финансовый пузырь — коллапс — «золотой век» — политическая нестабильность. Связь между инновациями и финансовым капиталом определяется тем, что инновации могут получить развитие только в том случае, если инноватор-предприниматель имеет доступ к достаточным финансовым ресурсам. «Именно возможность работы этих предпринимателей с заемным капиталом становится поистине динамичной силой… С увеличением доступности финансирования для их проектов и оглушительным успехом первопроходцев, повышающим привлекательность новой [технологической] парадигмы, число подобных предпринимателей начинает расти». Но именно в этой связке, как показывает Перес, кроется и неотвратимость кризисов. Агрессивное инвестирование рано или поздно приводит к появлению финансовых пузырей, неизбежный крах которых и порождает кризис. Что мы, в частности, наблюдаем в настоящее время.
Перес, судя по всему, считает, что мы сейчас находимся на той стадии большой волны, которая предшествует «золотому веку». И она не ошибается, если правильно обозначает начало этой волны 1971 годом, когда был создан микропроцессор. Но существует не меньше доводов в пользу того, что волна началась с изобретения транзистора — в 1949 году. И тогда мы сейчас на самом спаде. Осталось немного подождать.
В послесловии, обращенном к российскому читателю, Перес, анализируя советский опыт, обращает внимание на то, что в советской системе эта связка отсутствовала. В ней были инноваторы, но не было свободного капитала, готового рисковать ради прибыли. Капитал порождал постоянные кризисы, но придавал динамизм инновациям и всей системе. А других механизмов придания динамизма системе в Советском Союзе не придумали. Возможно, именно в этом кроется причина краха советской системы. Как замечает Перес, «любая попытка понять причину развала Советского Союза станет бессмысленной, если не принять во внимание вызревание и истощение технологической революции, на которой основывался рост всей системы».
Купить книгу можно в интернет-магазине Expert.ru.
Перес Карлота. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. — М.: Дело АНАХ, 2011. — 232 с. Тираж 1500 экз.