Рожденные для полета

Спецвыпуск
Москва, 19.09.2011
«Эксперт» №37 (770)
Самарский авиационно-космический комплекс был и остается национальной гордостью России. Преодолев период неопределенности, сейчас он переживает второе рождение и готов решать не только национальные, но и международные задачи по дальнейшему освоению космоса

Фото предоставлено правительством Самарской области

Самарский авиационно-космический комплекс начал формироваться еще в годы Великой Отечественной войны, когда в Куйбышеве в кратчайшие сроки было налажено серийное производство грозных штурмовиков Ил-2. А после 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин впервые в истории человечества облетел планету на изготовленной в этом волжском городе ракете-носителе «Союз», за Самарой (Куйбышевом) прочно закрепилась слава столицы ракетно-космической промышленности страны.

Здесь изготовлена каждая третья ракета-носитель, когда-либо производившаяся в мире, из цехов авиастроительного завода «Авиакор» в советское время ежемесячно выкатывалось до десяти отечественных среднемагистральных самолетов Ту-154. На двигателях марки НК летает стратегическая авиация страны и работает треть газоперекачивающих станций «Газпрома».

Был период, когда российское государство резко снизило интерес и к космосу, и к развитию отечественной авиации. Для самарской аэрокосмической отрасли это, конечно, не прошло даром. Но сейчас интерес возрождается, и самарский научно-технический потенциал востребован не только в России, но и в международных проектах.

Космические приоритеты

На недавнем совещании в правительстве по поводу космических программ премьер-министр Владимир Путин заявил, что России надо активнее отстаивать свои позиции в освоении космоса. «Космическая отрасль, созданный в ней научный и производственный потенциал — это одно из наших реальных конкурентных преимуществ, причем такое, которым можно гордиться. И чтобы оставаться лидером, ни в коем случае нельзя стоять на месте», — подчеркнул он. И, в отличие от ситуации даже десятилетней давности, государство готово поддержать развитие космических программ деньгами. Только в этом году на финансирование этих программ в федеральном бюджете запланировано 115 млрд рублей.

В 2015 году самарский разработчик и изготовитель ракет-носителей (РН) и космических аппаратов «ЦСКБ-Прогресс» должен начать летно-конструкторские испытания новой отечественной тяжелой ракеты «Русь-М» грузоподъемностью 23,5 тонны. Для ее запусков в Амурской области будет построен новый российский космодром Восточный. А в 2011 году планируется старт первой легкой РН «Союз 2–1в» с полезной нагрузкой до трех тонн — она позволит существенно сократить затраты на запуск малых космических аппаратов с космодромов Байконур и Плесецк. Потребность в запуске таких аппаратов колоссальная — практически каждая страна сейчас хочет иметь на орбите свой спутник.

Поскольку за самарскими ракетами прочно закрепилась слава самых надежных в мире ракет-носителей, Европейское космическое агентство (ЕКА) еще в 2005 году выбрало модернизированную РН «Союз-СТ» основным средством доставки своих спутников с космодрома Куру. Он расположен на экваторе, на территории Французской Гвианы (Гвианский космический центр, ГКЦ). «Для реализации проекта создана не имеющая аналогов в мировой практике кооперация российских и европейских организаций, — подчеркнул “Эксперту” глава “ЦСКБ-Прогресс” Александр Кирилин. — Эт

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (770) 19 сентября 2011
Ликвидность и рост
Содержание:
Не в деньгах несчастье

Несмотря на некоторый дефицит рублевой ликвидности, ситуация в банковской системе далека от кризисной, а темпы роста кредитов более или менее соответствуют спросу на деньги реального сектора экономики. Замедление динамики промышленного производства, вероятнее всего, определяется немонетарными факторами

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама