Тольяттинская модернизация

Владимир Штанов
19 сентября 2011, 00:00

Крупные инвестиционные площадки помогут Тольятти избавиться от положения моногорода, а Самарской области в целом — нарастить производство высокотехнологичной продукции

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
Крупные инвестиционные площадки в Тольятти и Самарской области позволят нарастить производство высокотехнологичной продукции

Около 130 млрд рублей до 2020 года будет инвестировано в экономику Тольятти в рамках проектов и мероприятий, представленных в Комплексном инвестиционном плане (КИП) модернизации города. Цифра сопоставима с вложениями крупнейшего тольяттинского предприятия — АвтоВАЗа: до 2020 года он планирует направить на свое развитие до 150 млрд рублей. Впрочем, масштабы КИПа не удивляют. Ведь его основная цель — снижение зависимости Тольятти от автопрома за счет диверсификации экономики, создания новых, высокотехнологичных производств.

Комплексный инвестиционный план модернизации включает 26 проектов. Но главные роли отводятся двум из них — особой экономической зоне (ОЭЗ) промышленно-производственного типа и технопарку в сфере высоких технологий «Жигулевская долина».

Особые отношения

Создание особой экономической зоны  Самарской области на территории Ставропольского района, примыкающего к городу, было одобрено правительством РФ в августе 2010 года. Этот проект, как считает губернатор Самарской области Владимир Артяков, «по своим масштабам и значению для региона сравним разве что со строительством АвтоВАЗа». Кстати, участок, на котором создается ОЭЗ, расположен как раз рядом с автогигантом.

Сейчас проводится работы по созданию внутренней и внешней инфраструктуры ОЭЗ. Из федерального бюджета на эти цели выделяется 7,2 млрд рублей, еще около 800 млн — из региональной казны. Частные инвестиции в инфраструктуру составят 5,6 млрд рублей. По словам руководителя филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Самарской области (управляет проектом) Алексея Пахоменко, к строительству производственных зданий резиденты ОЭЗ могут приступить уже этой осенью.

Предполагается, что 70% мощностей особой экономической зоны Самарской области будут занимать высокотехнологичные производства, относящиеся к автомобилестроению.

Помимо инфраструктуры ОЭЗ резиденты смогут пользоваться свободным таможенным режимом (пожалуй, самая важная опция для инвесторов), первые пять лет не выплачивать имущественный, земельный и транспортный налоги. А ставка налога на прибыль для них будет сниженной — 15,5%.

Резидентами особой экономической зоны уже стали две компании, зарегистрированные в Ставропольском районе (это одно из основных условий участия в проекте, другое — минимальный объем инвестиций должен составлять 3 млн евро). Первая из них — «ТПВ Рус», дочерняя структура одноименного российско-словенского предприятия, с проектом сборки автомобильных сидений. Второй участник — «Железный поток», входящий в группу предприятий «Полад», которая организует здесь производство твердосплавных изделий. Совокупный объем вложений в оба проекта составит около миллиарда рублей. Сейчас компании подписывают необходимые документы в Минрегионразвития РФ, после чего приступят к организации производства на территории ОЭЗ.

Переговоры с потенциальными резидентами продолжаются. Пока заключено 11 соглашений о намерениях с российскими и зарубежными инвесторами, готовыми вложить в проекты на территории ОЭЗ около 38 млрд рублей. В частности, в открытии производств заинтересованы госконцерн Ростехнологии, альянс Renault-Nissan, компании Bosch, Pirelli, Mahle, Valeo, Gestamp, Hella, Ассоциация предприятий индустрии детских товаров и другие.

Предполагается, что реализация проектов на территории ОЭЗ создаст не менее 11 тыс. рабочих мест. Налоговые отчисления за 20 лет деятельности ОЭЗ составят более 170 млрд рублей в федеральный бюджет, и более 100 млрд — в бюджет региональный.

Цель комплексного инвестиционного плана в Тольятти — снижение зависимости от автопрома за счет диверсификации экономики

Готовят IT-прорыв

Другой проект, входящий в КИП модернизации Тольятти, меньше по объему планируемых инвестиций. Но его, как и ОЭЗ, власти считают якорным, поскольку он поможет модернизировать ключевые отрасли и создать новые точки роста экономики — как Тольятти, так и Самарской области в целом. Речь идет о проекте строительства IT-парка «Жигулевская долина».

Возведение технопарка высоких технологий на участке площадью 25,8 га рядом с АвтоВАЗом началось в конце 2010 года. Бизнес-план и проектно-сметная документация разработаны с привлечением экспертов зарубежных компаний (Ирландия), технические решения построены на основе требований международных стандартов. Стоимость проекта составляет 4 млрд рублей. В настоящее время финансирование строительства инфраструктуры идет из федерального (до 2014 года в общей сложности будет выделено 1,6 млрд рублей) и регионального (650 млн рублей) бюджетов. Все базовые объекты «Жигулевской долины» планируется построить к ноябрю 2012 года. Ядром IT-парка станет центр обработки данных (дата-центр), необходимый для выполнения основной задачи — аутсорсинга высоких технологий. Причем технопарк будет обслуживать не только местные компании, но и предприятия из других городов, крупные зарубежные концерны.

В общей сложности в «Жигулевской долине» появится три-четыре тысячи высокотехнологичных рабочих мест. Помимо российских компаний и научных центров интерес к «Жигулевской долине» проявляют крупные транснациональные корпорации. К настоящему времени уже подписано 53 соглашения о сотрудничестве с потенциальными резидентами технопарка, в том числе с крупнейшими международными компаниями  Siemens, IBM, SAP.

Самара