Заложники литературы

Культура
Москва, 19.09.2011
«Эксперт» №37 (770)
На Венецианском фестивале кинематограф отвернулся от реальности, обратившись к книгам

Оправившись от эйфории, вызванной награждением (заслуженным и закономерным) «Фауста» Александра Сокурова на 68-м Венецианском кинофестивале, можно попробовать понять, что же принесло России «Золотого льва». Талант режиссера неоспорим и признан во всем мире, но ни один из его предыдущих шедевров — ни «Одинокий голос человека», ни «Спаси и сохрани», ни «Камень», ни «Молох», ни «Телец» — не получал сопоставимых призов. Что же произошло на этот раз?

Русское актуальное

Венецианский фестиваль 2011 года включал в себя немало любопытных внутренних сюжетов, и один из них — неожиданная синхронизация русского кинематографа с мировым. Старт смотра не предвещал ничего подобного. Напротив, два фильма открытия наглядно продемонстрировали коренное отличие российского художника, скажем, от американского.

«Мартовские иды» Джорджа Клуни (он там и режиссер, и сценарист, и продюсер, и актер) — чисто американская история, в центре которой праймериз в одном из штатов: за пределами США такого явления вовсе не существует. Извечный дуализм республиканцев и демократов для европейцев или азиатов тоже носит умозрительный характер. Однако на этом материале Клуни удалось создать напряженный, умный, внятный триллер о том, как любая власть и любая политика непременно связаны с коррупцией души. Таким образом, между прочим, была задана тема, с большей полнотой и универсальностью раскрытая «Фаустом». Но до показа сокуровского фильма было еще далеко. Сразу за «Мартовскими идами» публике показали «Да здравствуют антиподы!», амбициозный проект русского документалиста Виктора Косаковского, который снимался по всему миру — в точках, которые находятся друг напротив друга на земном шаре. Дорогой, сложный и живописный фильм так и не позволил режиссеру найти между антиподами какие-либо параллели, кроме чисто поэтических (вулканическая почва на Гавайях похожа на морщинистую кожу слона в Африке, валун в Испании — на выброшенного на берег кита в Новой Зеландии и т. д.). В итоге «Да здравствуют антиподы!» оказался виртуозным кинокалендарем, столь многозначительным и бессодержательным, что единственным оправданием его существованию могут послужить привычные ссылки на загадочную русскую душу. Они и звучали в уважительных, но недоуменных отзывах международной прессы.

Последующие события и фильмы изменили ситуацию. С подачи маститого канадского провокатора Дэвида Кроненберга, в чьем «Опасном методе» сошлись Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, и актуального художника-режиссера из Великобритании Стива Маккуина, чей пронзительный и виртуозный «Стыд» затронул тему отчуждения через секс, лейтмотивом фестиваля стал «основной инстинкт». В него логично вписалась более скромная (но и не конкурсная, а представленная в параллельной программе «Авторские дни») дебютная картина россиянки Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках». Ольга Дыховичная (также продюсер и соавтор сценария) играет в этой ленте благополучную даму из приличного общества, которая решается на радикальный дауншифтинг: слабак-муж и лицемеры-друзья

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (770) 19 сентября 2011
Ликвидность и рост
Содержание:
Не в деньгах несчастье

Несмотря на некоторый дефицит рублевой ликвидности, ситуация в банковской системе далека от кризисной, а темпы роста кредитов более или менее соответствуют спросу на деньги реального сектора экономики. Замедление динамики промышленного производства, вероятнее всего, определяется немонетарными факторами

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама