Атланты набрались сил

Анна Галайда
26 сентября 2011, 00:00

Сбор труппы Большого театра, обычно мероприятие внутреннее и сугубо деловое, в нынешнем сезоне был отмечен повышенным вниманием гостей

Фото: ИТАР-ТАСС
Прошел сбор труппы на старой сцене Большого театра

Сбор прошел в знаменитом красно-золотом зрительном зале исторической сцены. Главным событием стартовавшего 236-го сезона Большого театра станет возвращение этой сцены в строй после масштабной шестилетней реставрации и реконструкции.

«Неужели мы до этого дожили!» — профессионально поставленный голос народной артистки России Ирины Долженко легко заполнил огромный зал. На сборе труппы, впервые за шесть лет прошедшем на своем традиционном месте, сотрудники и партнеры театра заняли не только партер и амфитеатр, но и ложи двух ярусов — никого не остановили пока не работающие лифты. Здание еще не сдано официальным комиссиям, и для большинства это первая возможность оценить результаты того, ради чего целое поколение чуть ли не половину актерской жизни было лишено легендарной сцены.

При входе в зал — роскошные атланты, поддерживающие центральную ложу, во всей красе — никаких следов их тяжелой полуторавековой службы, никакого серого цвета и никакого скотча, которым перед реставрацией их пытались спасти от разрушения. Бархат обивок свеж — хоть падай в кресла с размаху (они теперь довольно широкие!), нет хорошо знакомого облачка пыли. Пожалуй, ярусам не хватает привычного сдержанного благородства — свежая позолота откровенно горит и переливается. Чтобы пройти на свое место, теперь не нужно поднимать весь ряд — проходы увеличили, правда, для этого пришлось сократить в партере пять рядов кресел. Сцена пока скрыта за золототканым новым занавесом — вместо серпа и молота на нем теперь знаки российской государственности, а выше вместо советского герба — нотная строчка из глинкинского «Славься!». Из-за занавеса на протяжении всего сбора труппы раздавались звуки то ли отбойных молотков, то ли дрелей — какие-то работы еще ведутся. Как сказал председатель исполкома попечительского совета Большого театра Александр Будберг, завершение столь грандиозной стройки в ударные сроки — это чудо, которое он не надеется пережить второй раз.

Главные планы Большого театра в этом сезоне предсказуемо связаны с возвращением на основную сцену — она откроется 28 октября гала-концертом в постановке Дмитрия Чернякова, в который приглашены звезды Большого и выдающиеся западные исполнители. Заранее, 2 октября, зал опробуют в концерте для строителей. Новая сцена продолжит работать в обычном режиме, но все пять премьер запланировано выпустить на исторической. Первой станет «Руслан и Людмила» Глинки (2 ноября) в постановке того же Чернякова, дирижером-постановщиком выступит Владимир Юровский, а в роли Людмилы — победительница предпоследнего конкурса Чайковского Альбина Шагимуратова, ставшая одной из самых востребованных в мире певиц. «Чародейку» Чайковского покажет в июне экс-главный дирижер Александр Лазарев, а нынешний главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский в апреле осуществит свою давнюю мечту — постановку «Кавалера розы» Рихарда Штрауса, одну из центральных опер ХХ века, практически неизвестную в России.

Балет начнет с выпуска переодетой итальянскими художниками Эцио Фриджерио и Франки Скуфрчапино «Спящей красавицы» в редакции Юрия Григоровича (18 ноября), фрагмент из которой несколько дней назад уже был представлен президенту во время его посещения Большого театра. Партнером Светланы Захаровой будет Дэвид Холберг, звезда American Ballet Theatre, с этого сезона ставший премьером Большого театра. В мае впервые будут показаны «Драгоценности» Баланчина. По словам нового худрука балета Сергея Филина, не исключено, что труппа покажет и третью премьеру — если запланированные эксперименты с новой хореографией будут того заслуживать.

Среди важнейших событий сезона — 100-летие великого оперного режиссера Бориса Покровского и 85-летие Юрия Григоровича, которому будет посвящен фестиваль: балеты хореографа покажут не только в Москве, но и на гастролях в Японии. Балетных звезд театра можно будет увидеть также в Мадриде, где они примут участие в закрытии Года Россия—Испания.

Сам же Большой примет труппу миланского театра «Ла Скала», причем на исторической сцене выступит как опера (в ноябре с «Реквиемом» Верди), так и балет (в декабре привезут два спектакля — «Сон в летнюю ночь» и «Эксельсиор»).

Всего же театр, остающийся самым востребованным в Москве, покажет в этом сезоне на двух сценах 319 спектаклей и еще 37 — на зарубежных гастролях.