Бизнес в удаленном режиме

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
26 сентября 2011, 00:00

Теперь получать важную аналитическую информацию о ключевых показателях предприятия можно и на мобильных устройствах. Разработчики свежих информационных решений стремятся сделать так, чтобы менеджер, например с помощью iPad, мог вне офиса следить за бизнес-процессами и полноценно участвовать в работе компании

Фото: AP
Информационные системы уже давно не только собирают информацию, но и анализируют ее

Информационные системы уже давно не только собирают информацию, но и анализируют ее. Так называемые решения биз­нес-аналитики (Busi­ness In­tel­ligence, BI), позволяющие получать оперативные отчеты об объемах про­даж, выручке, прибыли и других ключевых показателях компании, внедрены многими российскими предприятиями.

Следующая ступень развития таких решений — их мобилизация. Речь идет о том, чтобы менеджер или руководитель предприятия имел возможность не только у себя в рабочем кабинете, но и в аэропорту или, скажем, в автомобиле достать свой iPad, iPhone или другой гаджет и быстро получить через него необходимую информацию.

Согласно прогнозу международной исследовательской компании IDC, уже через два года порядка 1,2 млрд специалистов будут в той или иной мере использовать мобильные технологии. «Число мобильных устройств повышается, их мощность и производительность растет. Одновременно усиление динамики бизнеса рождает потребность в том, чтобы сотрудник компании имел доступ к важной информации не только у себя на рабочем столе, но и, например, в командировке либо на встрече. Это и определяет повышенный интерес к решениям мобильной бизнес-аналитики», — говорит Дмитрий Лисогор, заместитель генерального директора компании SAP СНГ.

Крупные мировые разработчики программных решений (SAP, Oracle, Microsoft) предлагают специальные мобильные приложения, которые интегрируются с системами бизнес-аналитики. Так, SAP предлагает внедрить к своей известной BI-системе Business Objects дополнительные мобильные приложения — SAP Business Objects Mobile. В этом случае на любой мобильный гаджет клиент может получать, например, консолидированные ключевые показатели эффективности своей компании или другую аналитику. А с помощью мобильного приложения Business Objects Explorer в удаленном режиме можно быстро искать информацию в базе данных компании. Разработчики называют это приложение корпоративным гуглом, когда по одному слову или фразе менеджер может быстро найти любые аналитические данные. Другое мобильное решение, Business Objects Exploration Views приложение, позволяет в мобильном режиме не только найти ту или иную информацию, но и проанализировать ее более детально. Например, менеджер нашел данные объемов продаж продукции за год. Теперь он может подробно посмотреть статистику за каждый месяц, проанализировать список покупателей, получить детали себестоимости продукции.

Интегрировать мобильную систему бизнес-аналитики можно в любой гаджет или мобильный компьютер. Разработчики готовы адаптировать решения под любые операционные системы. Пока наибольшим спросом для интеграции пользуются планшетные компьютеры, среди которых безусловный лидер — iPad. Устройство это само по себе удобно для отображения различной информации, но не последнюю роль в его популярности играет и мода, в том числе частое появление с этим гаджетом на публике высших российских чиновников.

Одно из главных опасений пользователей, которое пока препятствует распространению мобильных систем бизнес-аналитики, связано с вопросами безопасности. Что произойдет, если мобильный гаджет с ценной корпоративной информацией будет утерян или же к каналу связи для получения важной статистики смогут подключиться хакеры?

Разработчики утверждают, что защита для таких систем находится на самом высоком уровне: беспроводной канал доступа к корпоративным базам данных защищается не хуже проводного соединения. А неприятные последствия потери или кражи мобильного устройства предотвращаются продуманными комплексами мер: в обязательном порядке использование таких устройств возможно только через систему сложных паролей. Кроме того, в случае утери пользователь звонит в службу поддержки, которая дистанционно может не только заблокировать использование мобильного гаджета, но и полностью стереть всю содержащуюся на устройстве информацию.

Одновременно производители информационных систем активно работают над тем, чтобы мобильные устройства не только отображали актуальную аналитическую информацию, но и позволяли клиенту участвовать в бизнес-процессах компании. «Раньше человеку, чтобы, например, дать кому-нибудь поручение или подтвердить сделку, надо было прийти на рабочее место и ввести на настольном компьютере логин и пароль. Сейчас же он сможет войти в корпоративную систему и работать там со своего коммуникатора или планшетного компьютера вне офиса», — рассказывает Павел Деверилин, руководитель направления мобильных решений SAP СНГ.

Крупные мировые разработчики информационных решений уже начинают внедрять в России мобильные системы управления предприятиями. Например, в металлургической отрасли ряду компаний предлагается внедрить так называемый мобильный портал руководителя. Портал напоминает компьютерную стратегическую игру, только все персонажи и процессы здесь — реальные. На экране iPad появляется рабочий стол руководителя, на нем можно, например, кликнуть по закладке с ключевыми показателями деятельности всей компании, посмотреть, сколько продукции отгружено, увидеть планы производства. Рядом горят зеленые кружочки, это означает, что данный процесс идет по плану. А вот загорелся тревожный желтый или красный сигнал — в работе компании произошел сбой или отклонение от плана. Руководитель щелкает по значку, и система тут же выдает причину отклонения: скажем, на одном из филиалов предприятия перебои с электроснабжением. Тут же пользователь может перейти к руководящим действиям: в открывшемся окошке можно написать поручение разобраться со сбоями поставок электроэнергии, поставить срок решения проблемы.

Более простые мобильные решения адресованы среднему и низшему менеджерскому звену. Например, тот же менеджер по сбыту металлургического предприятия на экране коммуникатора или планшетника постоянно в режиме онлайн может получать информацию о поступлении заказов и отгрузке продукции. Тут же он видит причину,
по которой не отгружен тот или иной заказ — например, покупатель не погасил задолженность. Но вот поступает заказ от добросовестного контрагента, за которым нет задолженности. Менеджер использует мобильное устройство для участия в бизнес-процессе — он щелкает по клавише, разрешающей принять данный заказ и дает указание об отгрузке продукции.

По мнению участников рынка, в ближайшем будущем подобные мобильные решения будут активно распространяться, в том числе в России, в самых разных отраслях. С планшетниками, коммуникаторами и другими мобильными устройствами с установленными на них системами аналитики и приложений управления все чаще будут видеть как руководителей, так и рядовых менеджеров, которым часто приходится работать вне офиса. Эффективность управления от внедрения подобных систем будет заметно расти. Например, одна российская энергетическая компания планирует внедрить систему мобильного управления для сотрудников, которые должны проверять состояние электрических опор. Поскольку эти объекты часто находятся в труднодоступных местах, не все проверяющие относятся к своей работе добросовестно и действительно осматривают каждую опору. Новая же система работает с использованием установленного на мобильный гаджет навигационного датчика. Только после того, как этот датчик подтвердил, что сотрудник находится на координатах нахождения опоры, система откроет в мобильном аппарате опросный лист, где проверяющий заполняет данные осмотра.