Глобальный дирижизм для глобальных проблем

Яков Паппэ
26 сентября 2011, 00:00

Труд Владимира Попова — аргументированное, системное изложение леводирижистского подхода к анализу развивающихся и переходных экономик

Попов Владимир. Стратегии экономического развития

Читать эту книгу есть много причин. Широкую аудиторию она должна привлечь прежде всего широтой и актуальностью тематики. В ней рассматриваются и факторы, определяющие темпы экономического роста, и причины финансовых кризисов, и роль государства, и то, как уменьшить существующую пропасть между развитыми и развивающимися странами. Обсуждаются провалы реформаторов в России и Латинской Америке, проблемы транзита в странах Центральной Европы, китайское экономическое чудо. Словом, основные темы, обычно обсуждаемые в связи с проблематикой развития, охвачены.

Для специалистов же, на мой взгляд, должна быть важнее фамилия автора: Владимир Викторович Попов, несомненно, один из самых авторитетных российских академических экономистов. С огромным и очень разносторонним опытом, в том числе международным. Интереса добавляет и то, что книга — органичное продолжение серии Policy Notes, опубликованных в 2007–2008 годах департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, сотрудником которого Владимир Попов является в настоящее время.

Но все это априорные и формальные основания. А теперь о главном — о содержании. В книге представлен леводирижистский подход к развитию, а развивающимся странам предлагаются соответствующие рецепты практически по всем основным проблемам экономической политики (от монетарной до социальной). Это и поддержание заниженного обменного курса национальной валюты, и протекционизм, и директивное определение отраслевых и секторальных приоритетов, и выборочная поддержка отдельных предприятий. Кроме того, автор — безоговорочный противник сокращения госсектора и сторонник в ряде случаев расширения его масштабов и роли. В частности, предлагается национализация банковской системы, если иными способами невозможно расширить кредитование нефинансового сектора.

Вместе с тем в книге формулируются и обосновываются меры по изменению системы международных экономических отношений, ориентированные на интересы современного Юга. В частности, развитым странам предлагается обеспечить полную свободу иммиграции из развивающихся и отказаться от сложившейся системы регулирования интеллектуальной собственности. И, конечно же, немалое внимание уделено критике либеральных идей и рецептов развития, которые Север (или, как раньше говорили, Запад), по мнению автора книги, навязывает Югу. Так называемому Вашингтонскому консенсусу еще раз досталось.

Однако работа Владимира Попова интересна не только своими прикладными аспектами. Значительная ее часть посвящена теоретической транзитологии, то есть анализу хода и результатов реформ в странах Центральной Европы и бывшего СССР, а также факторов, на это повлиявших. Включая оценку проводившейся там экономической политики. Анализ этот идет на фоне описания процесса реформирования экономики в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Необходимо отметить, что Попов, не являясь профессиональным китаистом, пожалуй, самый внимательный и квалифицированный наблюдатель этого процесса среди русскоязычных экономистов-теоретиков (см., например, его известную книгу «Три капельки воды: заметки некитаиста о Китае». — (М.: Дело, 2002).

Я отнюдь не в восторге от того, что предлагает Владимир Попов. Во-первых, потому, что являюсь либералом, во-вторых, мне не близка «ооновская оптика», предполагающая глобальную оптимизацию и согласование интересов всех со всеми, а также исходящая из презумпции вины и ответственности Севера перед Югом. Более того, мне не понятно, кто именно этот самый Юг. Одно дело, если это некое реальное целое, к которому относят себя Китай, Индия, Бразилия (то есть БРИК без России), а также другие крупные и относительно успешно развивающиеся страны, такие как Индонезия, Мексика, Турция, Вьетнам. С таким Югом остальному миру следует срочно договариваться и исполнять все его пожелания, даже невысказанные. Пока он сам еще готов договариваться с остальным миром. Но мне кажется, что страны, указанные выше, вовсе не горят желанием объединиться в каком бы то ни было смысле со своими менее удачными соседями по бывшему третьему миру. А без них Юг — это просто формальная классификационная единица, объединяющая в основном страны Африки и арабского мира. С точки зрения экономиста, большинство этих стран, при всем уважении к ним, являются нетто-реципиентами, и их переговорная сила определяется в основном угрозой неконтролируемой миграции и терроризма.

И наконец, я совсем не уверен в том, что проблемы и интересы России и стран бывшего СССР (за единичными, может быть, исключениями) хоть как-то коррелируют с «южными». Мы кардинально отличаемся и экономически, и социально-политически, и демографически. С демографической точки зрения Россия и ее ближайшие соседи — страны урбанизированные и страдающие скорее не от избытка, а от недостатка населения, с экономической точки зрения их можно отнести к «старопромышленным», а социально-политические проблемы связаны не с отсталостью в стандартном понимании, а со сменой общественного строя.

И несмотря на все это, настойчиво рекомендую книгу всем, кому действительно интересно, что происходило с мировой и отечественной экономикой в последние десятилетия и будет происходить в ближайшие. Из всех известных мне работ дирижистского толка эта представляется наиболее комплексной и аргументированной. Для обоснования своих позиций Владимир Попов использует и разнообразные теоретические конструкции, и эконометрические расчеты, и эмпирический анализ транзита стран Центральной Европы и бывшего СССР, а также реформирования экономики в Китае и странах ЮВА. Его предложения по экономической политике системны и взаимоувязаны, тогда как у большинства левых они, на мой взгляд, элементарно противоречивы. Так что специалистам и левых, и правых взглядов есть в этой книге над чем задуматься, с чем поспорить и с чем согласиться.

Я, например, полностью согласен и считаю весьма важным тезис автора о необходимости для развивающихся стран поддерживать валютный курс на заниженном относительно ППС уровне. Такой курс, бесспорно, способствует экономическому росту и завоеванию достойного места в международном разделении труда. Не только увеличивая конкурентоспособность экспорта, но и являясь мощным протекционистским барьером для импорта. Однако такая политика будет результативной, только если она не приведет к раскрутке инфляции и при согласии населения (оно же  электорат). В открытой экономике заниженный курс — самая лучшая помощь национальным производителям, но и самое тяжелое бремя для национальных потребителей.

Мне представляется, заслуживает высокой оценки вывод Попова, что в переходных экономиках успешность реформ (измеряемая динамикой макропоказателей) далеко не в первую очередь зависит от степени либеральности экономической политики и демократичности политического режима. Ключевую роль здесь играет качество (сила) государственных и общественных институтов. Этот результат, полученный с помощью межстрановых эконометрических расчетов, на мой взгляд, является фундаментальным в теории транзита. Замечу, однако, что при проведении радикальных экономических реформ в конкретной стране и в конкретный момент времени качество институтов выступает для реформаторов как данность или, говоря математическим языком, как экзогенная переменная. За небольшое время, им отведенное, невозможно проводить специальную политику, направленную на повышение этого качества, и преуспеть в этом.

Специально отмечу, что результат Попова не есть еще одно полено в костер бесконечных дискуссий о том, что первично — экономический рост или качественные институты. Этот общий вопрос если и может быть решен, то только в рамках исторической экономики, оперирующей многосотлетними интервалами. В книге обсуждаются конкретные реформы в последние пятьдесят лет. И результат, полученный автором, имеет прикладную ценность по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, для прогноза — он позволяет обоснованно предположить, у какой из двух экономик, в которых идут реформы, темпы роста в средне- и долгосрочной перспективе будут выше. Во-вторых, как предупреждение — чего не должна делать власть при запуске экономических реформ (пока она еще контролирует ситуацию).

А относительно преимуществ недемократических политических режимов для обеспечения быстрого экономического роста замечу лишь одно. Опыт последних 50 лет показывает: подавляющее большинство авторитарных режимов — архитекторов экономических чудес закончило одинаково. В какой-то момент они стремительно теряли дееспособность и легитимность и свергались. А их лидеры превращались из отцов наций в проклинаемых тиранов. На смену им (по крайней мере на время) приходила демократия — иногда современная, иногда популистская, иногда улично-базарная.

С другой стороны, есть в книге положения, которые просто удивляют. Например, уже упоминавшееся требование свободы миграции в развитые страны из развивающихся. Во имя увеличения в последних темпов роста душевого ВВП. Такое можно придумать только на верхних этажах ооновского небоскреба. Повысить благосостояние в странах Юга — цель, конечно, важная и благородная. Но почему Европа, Япония, Корея ради этого должны полностью отказаться от права на национальную идентичность? Это ведь тоже ценность как-никак.

То же самое касается и интеллектуальной собственности. Аргументы в пользу отъема у патентообладателей значительной части их прав приводятся хотя и не новые, но прямо-таки убийственные — из области фармацевтики. Конечно, можно согласиться с Поповым, что в этом случае Юг получит нынешнее поколение лекарств дешевле. Но большой вопрос, а будет ли тогда следующее поколение лекарств разработано вообще? И никакие опросы компаний мои сомнения не развеют.

А в заключение повторюсь. Перед нами серьезная и многоплановая работа, сочетающая качественный теоретический и исторический анализ и продуманный комплекс прикладных рекомендаций. Для отечественных дирижистов такое — большая редкость. Поэтому всем тем, кто интересуется проблемами развития и экономической политики, я рекомендую ее прочесть. А соглашаться вовсе не обязательно.

Попов Владимир. Стратегии экономического развития. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2011. — 335 с. 1000 экз.