Мнения специалистов

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
26 сентября 2011, 00:00

— Как вам видится динамика распространения облачных решений на российском рынке?

Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи»:

Тагир Яппаров expert_771_087-1.jpg
Тагир Яппаров

— Сегодня рынок облачных решений в России находится в начале своего формирования. Мы видим, что некоторые облачные сервисы на рынке показывают рост до 400–500 процентов в год. Такие цифры, безусловно, отражают незрелость рынка, но одновременно служат сигналом, что потребители почти готовы массово переходить на облака. В сегменте малого и среднего бизнеса наибольшую в денежном выражении долю рынка занимают сервисы корпоративной почты и безопасности, а также облачный хостинг, но по мере взросления облаков в России все больше будут использоваться системы коммуникаций, управления совместной работой, взаимодействия с клиентом и между компаниями, а также все те сервисы, которые удобно применять вне офиса — с телефона или планшета. Крупный же бизнес в основном пока присматривается к облачным решениям, и уже известны случаи перехода на облака крупных клиентов.

В пользу активного использования облачных технологий в нашей стране говорит множество факторов, прежде всего масштаб территории России. Чтобы быть успешными, не только крупные, но и средние отечественные компании должны развивать бизнес в распределенной модели — с филиалами и отделениями в разных городах. Поэтому даже для относительно небольшой с точки зрения объемов бизнеса компании в традиционной модели требуется создание достаточно сложной и дорогой ИТ-системы. Облачные же сервисы позволяют нашим компаниям быть гибкими и оперативными при реализации моделей развития бизнеса, и, конечно, такие сервисы помогают экономить средства.

Что касается сдерживающих факторов развития облаков, то здесь самый сложный вопрос — доверие сервис-провайдеру. Трудно отдать свои документы, бухгалтерию, сведения о клиентах и прочую конфиденциальную информацию, которая в наш век и составляет большую часть стоимости компании, третьему лицу. Впрочем, это тоже лишь вопрос времени — когда-то люди не доверяли банкам, по сути, чужим для них структурам, а сейчас почти каждый из нас имеет пластиковую карту, доступ к управлению счетом через интернет. Очевидно, что наряду с собственно технологическими возможностями решений, их ценовыми характеристиками на первый план сегодня выходит репутация сервис-провайдера. Поэтому я уверен, что облачные сервисы для корпоративного рынка от надежных, проверенных игроков будут востребованы в числе первых.

Валерий Юринский, директор отделения технологического консалтинга компании «Форс»:

Валерий Юринский expert_771_087-2.jpg
Валерий Юринский

— 2011 год эксперты называют годом облачных решений. Это та реальность, в которой мы уже живем, и Россия движется в русле мировых тенденций. Преимуществ облачных технологий множество, они позволяют создать принципиально новые возможности для сокращения издержек и повышения эффективности работы всей организации. Снижение операционных затрат здесь происходит за счет того, что эффективность использования ИТ-ресурсов возрастает в десятки раз.

Многие считают, что один из недостатков облачных технологий — их уязвимость. На деле же облака формируются из стандартных блоков, методы защиты которых по отдельности достаточно хорошо отработаны индустрией.

В России переход на облачные технологии мог бы происходить быстрее, если бы не ряд препятствующих факторов. Среди них потребность в более четком нормативно-правовом регулировании, недостаточная пропускная способность существующих каналов связи, проблемы с их качеством и общая неразвитость так называемого SaaS-рынка. Требуется вести более активную работу с заказчиками, разъяснять те экономические преимущества, которые они получат в результате переноса своих решений и баз данных в облака. Должно возникнуть доверие между поставщиками и потребителями услуг — тогда можно будет говорить о массовом использовании облачных вычислений во всех сферах жизни.

На будущее можно прогнозировать спиралеобразную динамику развития облачных технологий на российском рынке. Сначала будет скептицизм, недоверие. Затем произойдет ряд удачных внедрений и последующий взрывной рост потребления бизнесом облачных ИТ-услуг. На следующем уровне вероятны единичные крупные аварии, возможны утечки конфиденциальных данных, что приведет к резкому, но не катастрофическому падению спроса. И наконец, будут приняты адекватные законодательные и технологические меры с последующим плавным осознанным ростом рынка ИТ-облаков.

Елена Захарова, директор по работе с клиентами межбанковского процессингового центра Faktura.ru:

Елена Захарова expert_771_087-3.jpg
Елена Захарова

— Россия в плане использования облачных технологий не будет отставать от общемировых трендов. Согласно недавнему отчету аналитической компании in4Media, в ближайшей перспективе именно использование аутсорсинга позволит многим российским предприятиям снизить расходы, поднять уровень обслуживания, а многим поставщикам услуг не потерять, а, напротив, существенно увеличить долю рынка. В качестве примера могу привести одну из групп финансовой отрасли России. Речь идет о большой части мелких и средних банков — тех, кого кризис 2008-го ограничил в возможностях рыночной конкуренции. С одной стороны, они столкнулись с оттоком вкладов и сокращением клиентской базы, с другой — лишились доступа к дешевым фондам. Деньги для них резко подорожали, как следствие, подорожали предлагаемые ими продукты. В сложившихся условиях конкуренция с более крупными игроками на традиционных рынках стала практически невозможна. И сегодня эти банки решают весьма непростую, но очень интересную задачу: нужно развиваться быстрее рынка, искать еще не занятые ниши, успевать первыми развивать новые, высокомаржинальные продукты. Эффективный способ решить такую задачу — отбросить все лишнее и полностью сосредоточиться на поиске ниш, находиться в состоянии постоянного «ощупывания» рынка. В такой ситуации важны минимальные первоначальные расходы на вхождение в новый сегмент или нишу: эти игроки не могут позволить себе годами создавать огромную ИТ-инфраструктуру, нанимать персонал, разворачивать площадку под какой-то отдельный продукт или линейку продуктов, потому что сегодня никто не может точно сказать, «выстрелят» они или нет. Допустим, банк хочет попробовать экспресс-кредитование в одном городе, в одной точке продаж, на целевой аудитории, а через месяц посмотреть, что получится, и по итогам либо тиражировать решение, либо закрыть проект. Затевать для этого отдельный проект  слишком дорого и долго. И в этом смысле идеальная ИТ-стратегия — это аутсорсинг и использование облачных решений. В таком случае затраты банка переходят из капитальных в операционные, и финансовые риски стремятся к нулю. Банк будет платить лишь за то, что потребил, как по счетчику за электроэнергию.