Технологический прорыв ожидается

Вадим Пономарев
26 сентября 2011, 00:00

Строительство завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал принесет новые технологии, откроет новые рынки и придаст ускорение промышленному освоению всей российской части Арктики

Фото: ИТАР-ТАСС
Пока в ЯНАО газ только добывают, но скоро будут и сжижать

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) был и остается основной базой развития главного национального богатства России — природного газа. Ресурсная база края огромна: начальные суммарные запасы природного газа в округе оцениваются в 125,3 трлн кубометров, из которых на сегодня добыто только 14 трлн. В промышленной разработке находятся только 63 из 232 учтенных месторождений углеводородного сырья. Еще 19 месторождений подготовлены к началу разработки.

Неудивительно, что именно здесь начинается реализация одного из самых амбициозных и технологичных проектов газовой отрасли России — строительство завода по сжижению природного газа мощностью 15 млн тонн СПГ в год. Этот проект является отправной точкой возрождения главной морской трассы России, Северного морского пути, и дает ЯНАО возможность воплотить в жизнь идею о создании на территории округа высокотехнологичных перерабатывающих производств.

Прорывной проект

Для того чтобы доставить природный газ потребителю, нужен трубопровод. Чем дальше потребитель от места добычи, тем газ дороже. А проложить трубу, например, от Катара до Японии — и вовсе нереальная с экономической точки зрения задача. Поэтому в конце ХХ века в мире начала бурно развиваться технология переработки природного газа в жидкое состояние в местах добычи, на специальных заводах. Несмотря на высокие первоначальные затраты, эта технология оказалась очень удобна — СПГ можно «приготовить» под пожелания конкретного заказчика, погрузить на специальный танкер и отправить в любую точку мира. Поэтому, по мнению PricewaterhouseCoopers, уже к 2020 году доля СПГ в мировом экспорте газа вырастет с нынешних 23 до 65%.

Россия включилась в этот процесс с некоторым опозданием, зато с размахом. Крупнейший независимый отечественный газодобытчик «НоваТЭК» при поддержке федерального правительства и властей ЯНАО начал на полуострове Ямал строительство завода по сжижению природного газа мощностью 15 млн тонн СПГ и 1 млн тонн газового конденсата. Общий объем инвестиций (с учетом создания транспортной инфраструктуры) составляет около 900 млрд рублей.

Основных причин того, что этот проект воплощается в жизнь именно на Ямале, две. Первая — наличие огромных ресурсов. Изначально ресурсной базой для завода правительство определило Южно-Тамбейское месторождение «НоваТЭКа» (запасы 1,3 трлн куб. м) и два месторождения «Газпрома»: Северо-Тамбейское (724 млрд куб. м) и Западно-Тамбейское (101 млрд куб. м). В августе этого года решением правительства «НоваТЭКу» предоставлено право пользования нед­рами еще четырех лицензионных участков, находящихся в непосредственной близости от полуострова Ямал. Это Геофизическое и Салмановское (Утреннее) месторождения, расположенные на территории Гыданского полуострова (их запасы составляют 978,6 млрд куб. м газа и 46,3 млн тонн жидких углеводородов) и Северо-Обский и Восточно-Тамбейский участки недр, расположенные в акватории северной части Обской губы. Их ресурсы оцениваются в 1,8 трлн куб. м газа и 220,7 млн тонн жидких углеводородов.

«Новые лицензионные участки значительно расширяют ресурсную базу компании, обеспечивают доступ в район с огромным потенциалом и будут способствовать реализации долгосрочной стратегии развития “НоваТЭКа”», — сказал по этому поводу председатель правления «НоваТЭКа» Леонид Михельсон. С учетом этих месторождений ресурсная база проекта «Ямал СПГ» увеличивается вдвое — до 4,5 трлн кубометров газа.

Вторая причина — логистика проекта. Танкер с СПГ может двинуться с Ямала куда угодно — хоть в страны АТР, хоть в США. «Уникальное местоположение Ямала дает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки, а также прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь», — убежден губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Поэтому живейший интерес к проекту высказали ведущие зарубежные неф­тегазодобытчики: французская компания GDF Suez, англо-голландская Shell, американские Exxon и ConocoPhillips, японские Mitsui и Mitsubishi, испанская Repsol, индийская ONGC, катарская Qatar Petroleum. Но всех опередила французская Total, которая весной этого года вошла в уставный капитал «НоваТЭКа» (12% с последующим доведением доли до 19,4%) и подала заявку на приобретение 20,5% в проекте «Ямал СПГ». Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями, по словам замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрея Цариковского, недавно это ходатайство удовлетворила, так что, очевидно, в ближайшее время французы приступят к непосредственной работе над проектом «Ямал СПГ».

Согласно договоренностям, Total вносит в него свой опыт внедрения передовых мировых технологий в области сжижения природного газа, его хранения и транспортировки, а также будет обеспечивать финансовую устойчивость и экономическую эффективность проекта.

Опыта у французов много — СПГ они занимаются уже сорок лет. Компания участвует в действующих производствах сжиженного газа в Индонезии, Йемене, Катаре, Нигерии, Норвегии, ОАЭ, Омане (общей производительностью 63 млн тонн в год) и в строящихся — в Австралии, Алжире, Нигерии и России (47 млн тонн).

Этапы пути

Концептуальная проработка проекта освоения базового месторождения — Южно-Тамбейского — позволяет говорить о технически и экономически обос­нованной возможности производства на нем 15–16 млн тонн СПГ в течение тридцати лет. Согласно принятой в прошлом году правительством комплексной программе развития производства СПГ на территории полуострова Ямал, проект завода по сжижению газа должен быть утвержден в 2012 году. Тогда же начнется и разработка его базового месторождения. 2013–2018 годы — это период локальных работ по размещению и выполнению заказов, привлечению высокотехнологичных проектов, высококвалифицированного персонала, наработки опыта в решении технических и технологических проблем размещения и функционирования производств в суровых арктических условиях. В эти же сроки на условиях государственно-частного партнерства в поселке Сабетта должен быть построен новый арктический порт, способный принимать танкеры-газовозы вместительностью 140–160 тыс. кубомет­ров газа и сам танкерный флот в составе 20 судов.

Первая отгрузка Ямальского СПГ должна состояться в 2018 году. При этом структура запасов Южно-Тамбейского месторождения предполагает выделение трех пусковых комплексов. Первая очередь — разработка сеноманских залежей и пластов ханты-мансийской свиты с последующим вовлечением более глубоких конденсатсодержащих горизонтов. Такой подход позволит оптимизировать капитальные вложения и сроки строительства, повысить эффективность проекта.

Для обеспечения эффективности и экологичности строительства скважин на Южно-Тамбейском месторождении будут применены новейшие технологии: строительство горизонтальных скважин с отходом от вертикали до пяти километ­ров, утилизация бурового раствора и шламов, применение технологий безамбарного бурения. При этом один из необходимых компонентов для эффективной разработки месторождения — метанол — будут производить непосредственно на промысле. Здесь же будут вырабатывать и электричество — на когенерационных турбинных электростанциях.

А пока идут подготовительные работы, «НоваТЭК» осваивает главную трассу для продукции завода СПГ — Северный морской путь (СМП), проходящий из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Первый танкер-газовоз с газовым конденсатом компании прошел по нему летом прошлого года. В этом году за рекордное время — семь с половиной суток — с помощью двух атомных ледоколов «Росатомфлота» маршрут преодолел крупнейший за всю историю Севморпути танкер с газовым конденсатом компании дедвейтом более 160 тыс. тонн. В «НоваТЭКе» надеются, что с пуском завода СПГ танкеры с сжиженным природным газом будут курсировать в Северном Ледовитом океане круглый год. И обычным делом станет транспортировка по этому маршруту других грузов российских и зарубежных компаний, для которых проект «Ямал СПГ» распечатал Северный морской путь.

Кумулятивный эффект

Критики проекта зачастую говорят, что Россия опоздала и не выдержит конкуренции с другими мировыми производителями СПГ. В мире уже построены заводы по сжижению природного газа мощностью почти 200 млн тонн в год, и строить такой завод, например, в Катаре объективно дешевле, чем в российской Арктике. Но для того, чтобы повысить конкурентоспособность российского сжиженного природного газа, правительство уже пошло на то, чтобы расширить ресурсную базу проекта, и предполагает с будущего года ввести 12-летние налоговые каникулы для Южно-Тамбейского месторождения (или до достижения им накопленного объема добычи 250 млрд кубометров) по НДПИ. Вероятно и временное обнуление ставки вывозной таможенной пошлины на газовый конденсат и СПГ с полуострова Ямал.

«Пока добывать газ для сжижения на Ямале планирует только “НоваТЭК”. Первые объемы будут добыты в 2018 году, но правительство хочет обнулить пошлины с 2012-го, чтобы компания была уверена в господдержке и могла более четко прогнозировать экономику проекта, а также увидела, что разговоры о льготах не просто пустые обещания, так как без налоговых льгот добыча ямальского газа для дальнейшего производства СПГ не окупаема», — рассуждает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. Власти ЯНАО в свою очередь уже обнулили налог на имущество для организаций, осуществляющих на территории округа единый технологический цикл добычи и производства сжиженного природного газа, и уменьшили им налог на прибыль. Эти деньги, по мнению правительства и властей ЯНАО, вернутся сторицей. Ведь речь идет о создании в Арктике нового производства, которое даже с учетом налоговых льгот принесет только в бюджет округа дополнительно более 300 млрд рублей до 2030 года.

«Для того чтобы создать на Ямале современную индустрию газохимии, у нас есть все возможности и естественные конкурентные преимущества. Нужно переходить от простой добычи сырья к его переработке и выпуску конечной продукции с высокой добавленной стоимостью», — убежден Дмитрий Кобылкин. Ведь завод СПГ «НоваТЭКа» — это лишь первый этап комплексного плана развития производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. За двадцать пять лет мощности по производству сжиженного газа на Ямале должны вырасти до 70 млн тонн в год (объем инвестиций оценивается в 6,8–8 трлн рублей).

Реализация этих планов полностью изменит жизнь в этом месте Арктики. Ведь ямальские СПГ-заводы — это не только новые налоги и новые рабочие места. Это новые железные и автомобильные дороги, аэропорты, инфраструктура, связанная с развитием Северного морского пути. И, вполне возможно, наступит время, когда туристы из Европы или Азии будут прибывать на Ямал не самолетом, а круизным морским лайнером.     

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западно-Сибирской низменности, в нижнем течении реки Обь. Почти половина территории округа находится за полярным кругом. Площадь округа превышает 750 тыс. кв. км (это — 4,5% территории России или Франция, Бельгия, Голландия, Дания и Австрия, вместе взятые).

Ежегодно в ЯНАО добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Как следствие, ВВП на душу населения в округе один из самых высоких в
Российской Федерации.

Добыча конденсата в округе с 2008 года выросла на 1 млн тонн и за 2010 год превысила 10 млн тонн. В текущем году планируется добыть 12 млн тонн конденсата. В 2010 году добыто 542 млрд кубометров природного газа, в 2011-м планируется добыть 560 млрд кубометров.