Усиление облачности

Спецвыпуск
Москва, 26.09.2011
«Эксперт» №38 (771)
В России набирают популярность так называемые облачные решения. Однако по сравнению с другими странами сфера применения такого рода услуг у нас пока ограничена

Облачные услуги, пожалуй, самая модная тема на рынке информационных услуг. Под облаками подразумеваются удаленные, аутсорсинговые решения, когда потребитель не приобретает в собственность аппаратные средства и программное обеспечение, а как бы берет их в аренду, пользуясь тем или иным сервисом через интернет. Характерный пример самого примитивного и понятного облачного сервиса — это услуги электронной поч­ты, когда любой желающий может завести себе на веб-сайте почтовый ящик и пользоваться им из облака — то есть с удаленного ресурса провайдера.

Во всем мире облачные услуги развиваются стремительно, ежегодные мировые расходы на этот тип ИТ-сервисов исчисляются десятками миллиардов долларов, и, например, аналитики международной компании IDC утверждают, что в течение ближайших пяти лет облачные технологии будут развиваться в шесть раз быстрее любого другого сегмента отрасли корпоративных ИТ-решений.

В России объемы этого рынка гораздо скромнее (согласно недавнему исследованию IDC, по итогам прошлого года — 35 млн долларов). Однако воодушевляет прогноз: аналитики говорят, что наш рынок облачных услуг будет расти минимум на 100% в год и к концу 2015-го его объем превысит 1,2 млрд долларов (см. график).

Потенциал такого стремительного роста облачных решений связан с их очевидными преимуществами: во-первых, облака позволяют компании серьезно сэкономить на первоначальных инвестициях — в большинстве случаев взять ИТ-услугу в аренду через облако гораздо дешевле, чем приобретать в собственность оборудование, программное обеспечение, нанимать специалистов для внедрения и обслуживания необходимого сервиса. Во-вторых, облачный сервис не требует времени на внедрение: получить услугу у стороннего провайдера можно буквально на следующий день. Наконец, заказчик может гибко менять мощности и функциональность облачной услуги, когда вдруг, скажем из-за бурно развивающегося бизнеса, компании потребуются более мощные серверы и новые программы: из облака можно все быстро перенастроить, а вот купленное оборудование придется менять.

IDC подразделяет облачные услуги на три основных типа — SaaS (приложение как услуга), IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга). У нас на сегмент SaaS приходится 94% продаж. Это значит, что в России пока предпочитают приобретать в облаке преимущественно несложные сервисы вроде корпоративной почты. В развитых странах через облако предприятия активно получают более значимые услуги по работе с клиентами или управления предприятием, а также используют аутсорсинговые аппаратные мощности, например, для хранения данных.

Электронный почтальон

Итак, пока подавляющее большинство облачных сервисов, продаваемых в России (по оценкам участников рынка, около 70%), связано с услугами почты и совместных коммуникаций.

Выбор приоритета понятен: без электронной почты сейчас немыслима деятельность ни одной, даже самой маленькой, компании. Именно услуги электронной почты в виде облака первыми появились на рынке: почти все частные пользователи и

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (771) 26 сентября 2011
    Кризис
    Содержание:
    Мы падаем!

    Вопреки официальной статистике в России уже начался промышленный спад. Внешняя конъюнктура тоже неблагоприятна. Избежать скатывания в затяжную стагнацию можно лишь за счет ставки на внутренний спрос и внутренние источники ликвидности

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама