Горячая точка на карте туризма

Спецвыпуск
Москва, 03.10.2011
«Эксперт» №39 (772)
«Западные инвесторы получают новый рынок, а мы — решение социальных проблем и новую туристическую зону» — вице-президент ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ростислав Мурзагулов уверен в успехе проекта по развитию туризма на Кавказе

Фото предоставлено ОАО «Курорты Северного Кавказа»

Когда несколько лет назад власти впервые заговорили о превращении Кавказа в туристическую зону, общей реакцией был сдержанный (или несдержанный) скепсис. Сегодня желание властей создать на Кавказе туристический кластер подкреплено конкретными шагами: в начале осени было подписано соглашение о создании совместного предприятия между нашим ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и France-Caucase (дочернее предприятие госкорпорации Caisse des Depots et Consignations), планируемый объем французских инвестиций составит, по оценке Жан-Пьера Тома, советника президента Франции, до 20 млрд евро. Из госбюджета в уставный фонд КСК уже перечислено 60 млрд рублей. Помимо этого достигнута договоренность с корейскими корпорациями Korea Western Power и CHT Korea о реализации проекта тепло- и энергоснабжения будущих курортов стоимостью в миллиард долларов. Меморандум о намерениях участвовать в создании двух курортов кластера подписал англо-немецкий консорциум Astor Dress & Sommer Consrotium.

Помимо поиска инвестиций началась и конкретная работа по строительству: торжественная закладка подъемника на курорте «Архыз» прошла в сентябре, к следующему сезону первый курорт кластера должен начать работу.

Что влечет иностранных инвесторов в эту проблемную зону? Кто и как обеспечит безопасность туристов на кавказских курортах? Когда удастся преодолеть предубеждения туристов в отношении отдыха на Кавказе? Об этом «Эксперт» побеседовал с заместителем генерального директора ОАО КСК Ростиславом Мурзагуловым.

Что привлекает иностранных инвесторов в столь неоднозначный проект? Какие соображения перевешивают возможные риски вложений в регион, известный сложной политической обстановкой?

— Этому интересу есть простое объяснение — французские, австрийские и прочие европейские компании заинтересованы в Кавказе как в рынке сбыта своих продуктов для строительства горнолыжных курортов — технологий, инжниринговых проектов и собственно оборудования. Европейские горы — и Альпы, и Пиренеи, и прочие — уже освоены, развиваться там некуда, а Кавказ — хорошая площадка, новый рынок, который может поглотить значительные объемы услуг и оборудования. Такой же интерес и у корейских энергетических компаний. На всех зарубежных презентациях проекта яблоку негде упасть — интерес огромный, к директору по инвестициям выстраивается очередь. Надо сказать, что у французов интерес к Кавказу возник не впервые. Еще в 1970-е годы они предлагали СССР построить там ряд курортов, на основе концессии эксплуатировать в течение 15 лет, а потом передать в собственность Союза. Этот проект не осуществился. Но когда мы составили свой план по строительству курортов и подняли то давнее французское предложение, совпадение по местности для размещения курортов составило 90 процентов. Так что идея превратить Кавказ в туристическую зону вовсе не такая новая, смелая и оригинальная, все это в истории уже было, теперь задача — планы осуществить.

А как быть с проблемой безопасности? В 1970-е годы Кавказ был поспокойнее.

— Во-пе

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (772) 3 октября 2011
    Предвыборная кампания
    Содержание:
    Поменять ставку

    Возвращаясь в Кремль, Владимир Путин совершает рискованный поступок. Ему придется организовать русское экономическое чудо с опорой на новые слои — предпринимателей и средний класс. Что повлечет за собой и глубокие политические изменения

    Международный бизнес
    Политика
    На улице Правды
    Реклама