Прошлое держит за ноги

Русский бизнес
Москва, 03.10.2011
«Эксперт» №39 (772)
Система законодательства, касающаяся промышленной безопасности в нефтехимической и нефтеперерабатывающей индустрии, в ближайшие два года будет реформирована. Это может привести к серьезному улучшению инвестиционного климата в отрасли

Фото предоставлено пресс-службой компании «Сибур»

На недостатки этой системы специалисты жалуются давно. Существующая система регулирования строительства в нефтегазоперерабатывающей промышленности создавалась в 1940–1950-е, когда Советский Союз закупал оборудование за рубежом. Тогдашние инструкции по эксплуатации этого оборудования и легли в основу нынешних нормативных документов. Кроме того, определенную роль в их разработке играли и оборонные стандарты. Чтобы, условно говоря, если при бомбардировке химического предприятия будет уничтожена какая-либо установка, не пострадала бы соседняя с ней.

Однако научно-технический процесс в нефтехимической промышленности не стоял на месте, в том числе развивались системы контроля и безопасности. В результате нормативы и правила давно устарели. В свое время Министерство промышленности и энергетики при подготовке «Плана развития нефтегазохимического комплекса России до 2030 года» произвело расчеты, согласно которым капитальное строительство в российской нефтехимии на 20–60% дороже строительства аналогичных мощностей в Европе. Более высокие капитальные расходы на строительство новых неф­техимических производств в России чиновники в первую очередь связывали с климатическими и географическими особенностями нашей страны. Однако в числе прочих причин роста расходов они честно упоминали устаревшие регламенты и нормы. Наличие жестких, подчас не консолидированных и дублирующих требований многочисленных ведомств, главным образом связанных с вопросами безопасности, увеличивало сроки проектирования, стоимость строительства и, как следствие, затягивало ввод новых производств. По оценкам тогдашнего Минпромэнерго, эти сверхжесткие и противоречивые нормативы делали строительство новых нефтегазохимических мощностей на 5–10% дороже, а сроки строительства увеличивались на три-четыре года.

Все это было не столь актуально, пока в отрасли не наметились крупные инвестиционные проекты, где экономия в 5–10% может привести к сохранению сотен миллионов или даже миллиардов долларов, которым можно было бы найти более эффективное применение.

Процесс сдвинулся с мертвой точки лишь сейчас. В конце августа этого года премьер-министр Владимир Путин подписал план-график подготовки чиновниками правительства комплекса нормативно-правовых актов, касающихся технических норм и процедур получения разрешительной документации при строительстве нефтегазохимических и нефтеперерабатывающих предприятий. План-график, по сути представляющий собой комплекс указаний 11 министерствам и ведомствам, должен быть выполнен к концу 2013 года. Предполагается, что с запуском этого бюрократического маховика в ближайшие годы в системе промышленной безопасности неф­техимии произойдут долгожданные перемены.

С оглядкой на бомбы

Система российского законодательства в области промышленной безопасности зиждется на двух столпах: Федеральном законе № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Градостроительном кодексе РФ. Специалисты нефтехимической компании «Сибур» отмечают, что сложившаяся сист

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (772) 3 октября 2011
    Предвыборная кампания
    Содержание:
    Поменять ставку

    Возвращаясь в Кремль, Владимир Путин совершает рискованный поступок. Ему придется организовать русское экономическое чудо с опорой на новые слои — предпринимателей и средний класс. Что повлечет за собой и глубокие политические изменения

    Международный бизнес
    Политика
    На улице Правды
    Реклама