Не вписались в перемены

Русский бизнес
Москва, 17.10.2011
«Эксперт» №41 (774)
X5 Retail Group заработает в 2011 году меньше обещанного, что объясняет экономическим спадом. Но, похоже, за этими отговорками скрываются проблемы управления сетью

Иллюстрация: Эксперт Online

X5 Retail Group больше других ритейлеров пострадала от оттока покупателей, зафиксированного в третьем квартале 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (см. график). Более того, в X5 готовятся к худшему и в четвертом квартале. «Мы ожидаем продолжения негативного тренда по динамике LFL (сопоставимые продажи. — “Эксперт”), но будет ли она отрицательной, сказать сложно», — пояснил генеральный директор Андрей Гусев. В итоге компания снизила прогноз роста выручки на 2011 год: вместо обещанных 40% она вырастет на 35%, иными словами, от четвертого квартала компания ждет роста всего на 24%. После объявления этих новостей капитализация X5 за два дня упала на 15%.

В самой X5 пеняют на снижение покупательской способности россиян. «Сокращение потребления на фоне нестабильной экономической ситуации в России и в мире — тренд, который наблюдается на всем рынке российской продуктовой розницы», — утверждают в компании. Что касается мировых рынков, то, например, только что о снижении прогнозов продаж в Европе по той же причине отчитался Carrefour. Между тем все опрошенные нами ритейлеры уверены, что замедление роста продаж — сезонное. «Летом покупатели ушли на открытые рынки за овощами и фруктами: был хороший по сравнению с прошлым годом урожай», — уверен Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли. В «Магните» и «О’Кей» в сентябре уже отметили рост количества чеков. В «Ашане» вообще не было снижения потока покупателей, напротив, их стало больше, хотя покупать они стали меньше. Федор Рыбасов, вице-президент «Дикси», тоже считает ситуацию стабильной. Кроме сезонных факторов на низкий рост средних чеков повлияло отсутствие инфляции в третьем квартале. «Необходимо учитывать, что мы наблюдали продовольственную дефляцию на уровне минус 2,7 процента. В то время как в третьем квартале 2010 года прирост инфляции на продукты питания составил 2,9 процента», — говорит Сергей Галицкий, генеральный директор «Магнита». По его мнению, с учетом этих факторов можно считать прирост сопоставимым с 2010 годом.

О стабильности ситуации на рынке говорят и макроэкономические показатели. Индекс потребительской уверенности в России, по данным Росстата, вырос и достиг рекордного с начала кризиса уровня — минус 7, тогда как минимальное его значение во втором квартале 2009 года было минус 35. Растет и товарооборот: в августе 2011 года он вырос на 8% по сравнению с августом 2010-го, а рост за 8 месяцев составил 6%.

При этом сам факт снижения прогноза продаж ритейлером не так уж удивителен: «Магнит» в 2011 году делал это уже дважды и вместо 49% прироста теперь обещает 43–48%, «О’Кей» тоже снизил прогноз выручки на 4–5 процентных пунктов. Но обе эти компании тем не менее ожидают прироста маржи, а X5 Retail Group подготовила инвесторов к тому, что возвращать покупателей в сеть будут при помощи промоактивности в ущерб прибыльности. Кроме того, дольше запланированного длится и ребрендинг поглощенной X5 в конце 2010 года «Копейки», что тоже отрица

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (774) 17 октября 2011
    Вывоз капитала
    Содержание:
    От себя не убежишь

    Бегство капитала — популярная страшилка, не более того. Статистика ЦБ включает в отток капитала целый ряд рутинных бизнес-операций неспекулятивного толка

    Без рубрики
    Частные инвестиции
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама