Рискующие короли

Культура
Москва, 17.10.2011
«Эксперт» №41 (774)
Мировая премьера новой части самого знаменитого балетного проекта, на этот раз названного «Короли танца. Опус 3», впервые состоялась в Москве

Фото: Михаил Логвинов

«Короли танца», традиционно готовящиеся в Соединенных Штатах, на этот раз стартовали в Москве. Вслед за этим проект отправляется в турне — Санкт-Петербург, Рига, Киев. В Нью-Йорке «Королей танца» тоже ждут с нетерпением, там они завоевали репутацию эффектного и успешного шоу, так что премьера назначена на февраль. Но на постсоветском пространстве это не просто качественный проект. Здесь «Короли» были первыми, кто доказал, что балетный вечер может быть захватывающим и без свистящего бича пресловутых тридцати двух фуэте. Причем для этого не требуется какая-то элитарная публика, выращенная в столичных балетных оранжереях, на чем часто настаивают руководители наших провинциальных театров. Многие западные танцовщики отмечали, что самым поразительным опытом для них было даже не сотрудничество с желанными хореографами, не сложившаяся команда с коллегами-соперниками, а зрительский прием в Новосибирске, Челябинске, Ростове, Уфе, куда бы они никогда не доехали с «Лебединым озером».

В 2006 году «Короли танца» создавались как проект американо-российский: балет все еще остается той отраслью, где две супердержавы продолжают соперничество. Автором идеи и ее движущей силой стал Сергей Данилян, глава компании Ardani Artists. Он окончил ГИТИС и начинал в Москве (это он когда-то вручил юным Ульяне Лопаткиной и Диане Вишневой призы «Божественная», практически официально закрепив за ними эти титулы), но по-настоящему развернулся в Америке, где представляет балет Мариинского театра и Театр Эйфмана, сотрудничает с American Ballet Theatre. Данилян решил объединить в одном концерте четырех грандов балета — представителей разных танцевальных школ. И увлек их эксклюзивной программой, которую не могли предложить артистам родные театры. Эта ставка предполагала немалый риск — никто и никогда не может гарантировать, что встреча самого выдающегося хореографа с самым выдающимся танцовщиком выбьет шедевр, а не фонтан банальности. Но в первых «Королях» Данилян сложил пасьянс идеально: там, где постановщику не хватало идей, спасала харизма исполнителя, а если проблема возникала у танцовщика, плечо удавалось подставить хореографу.

Теперь по стопам «Королей танца» идут организаторы практически всех балетных концертов в Москве и Петербурге. На бескомпромиссность, правда, не отваживается больше никто — даже в самую радикально современную программу для подстраховки все равно засадят то морально престарелый дуэт из «Онегина», то жизнеутверждающую клюкву па-де-де из «Дон Кихота». Но именно благодаря «Королям танца» современная хореография в России в моде. А проекту сейчас приходится конкурировать и с самим собой, и с одноразовыми гала, и с ведущими театрами, в последнее время дружно обрушившими на зрителя Форсайта—Килиана—Дуато.

«Короли танца» все эти годы верстались по первоначальному принципу. Но начальный состав участников рассыпался почти мгновенно: при дебюте Данилян делал ставку не на восходящих, а на великих — в тот уникальный момент, когда уже пришел опыт, но еще не ушел прыжок. В

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (774) 17 октября 2011
    Вывоз капитала
    Содержание:
    От себя не убежишь

    Бегство капитала — популярная страшилка, не более того. Статистика ЦБ включает в отток капитала целый ряд рутинных бизнес-операций неспекулятивного толка

    Без рубрики
    Частные инвестиции
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама