Застраховаться от ажиотажа

Русский бизнес
Москва, 17.10.2011
«Эксперт» №41 (774)
Дефицит авиационного керосина образовался в России почти на пустом месте: создать запасы топлива захотели сразу несколько групп потребителей. В процессе решения проблемы родилось предложение привлечь на рынок запасы государственного материального резерва

Фото: ИТАР-ТАСС

Московские аэропорты столкнулись с дефицитом авиационного топлива в начале сентября. К концу месяца некоторые игроки рынка рисовали уже чуть ли не катастрофическую ситуацию: московскому авиаузлу прочили остановку, а непосредственный оператор заправки в аэропортах компания «Аэрофьюэлз» рассматривала возможность выделения топлива из своих резервов в зарубежных аэропортах. Последовал традиционный поиск виновных. Были попытки свалить ответственность за дефицит топлива на Министерство обороны, якобы резко увеличившее свои закупки. После опровержения со стороны военных последовала гипотеза о резком снижении объемов производства керосина на нефтеперерабатывающих заводах «ЛУКойла», проходящих профилактический ремонт. Однако Министерство энергетики, формально отвечающее за эти вопросы, отвело обвинения от нефтяников и увидело во всем происходящем действие спекулятивного фактора. Но авиаперевозки имеют ярко выраженный сезонный характер. Есть пики в периоды отпусков — летом и зимой, а весной и осенью активность всегда снижается. Пресловутый дефицит пришелся на сентябрь, когда, по идее, уже должна сойти летняя волна повышенного спроса на авиаперевозки, а до сезона зимних отпусков еще далеко. То есть свалить на рыночные спекуляции и сезонную конъюнктуру тоже не получается.

В итоге, так и не найдя виноватых, Росавиация обратилась в правительство с просьбой выделить 180 тыс. тонн авиационного керосина из государственного матрезерва. Как заявил заместитель министра транспорта Валерий Окулов, этот объем должен снять напряжение с рынка почти на полгода, до второго квартала 2012-го. Вообще, в этом нет ничего необычного. Государственные материальные запасы и раньше использовались для решения рыночных проблем. Скажем, зимой 2005/06 года на рынок из закромов Родины попал мазут — чтобы сбить резкий скачок цен на него. Но то была разовая акция. Теперь же речь идет о том, чтобы сделать такие интервенции систематическими.

Все было как всегда

Заместитель директора ИАЦ «Кортес» Павел Строков утверждает, что проблема излишне драматизирована: «Ситуация рабочая. Практически на ровном месте скатились в кризис». Перебои имели место только на рынке свободной торговли керосином, не затронув поставки по долгосрочным контрактам, которые и формируют большую часть рынка. Так, даже при довольно благоприятных условиях 2010 года на бирже продавалось лишь 15% от общего объема потребления авиакеросина в стране.

Гипотеза, что дефицит вызван резким ростом спроса в традиционном потреблении, неверна. Как говорит Павел Строков, «потребителей керосина не так много. Это авиация — перевозчики или трейдеры. Это нефтехимическое производство, где авиакеросин используется в качестве добавок для дизельного топлива, производства красок и так далее. Есть и иные потребители, например двигателестроение, но их доля незначительна, их можно не рассматривать». По словам г-на Строкова, обычно процесс закупок выглядит следующим образом. Авиакомпания заранее, обычно за месяц, дает заказ на объемы, которые планиру

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (774) 17 октября 2011
    Вывоз капитала
    Содержание:
    От себя не убежишь

    Бегство капитала — популярная страшилка, не более того. Статистика ЦБ включает в отток капитала целый ряд рутинных бизнес-операций неспекулятивного толка

    Без рубрики
    Частные инвестиции
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама