Ягодка больше не наша

Русский бизнес
Москва, 24.10.2011
«Эксперт» №42 (775)
Корпорация Unilever покупает лидера отечественной парфюмерно-косметической отрасли — концерн «Калина». Западная компания получает возможность усилить свои позиции на российском рынке, а «Калина» — перенять передовые технологии производства и продвижения косметики

Фото: Александр Сидоров

«Мы построим русскую Procter & Gamble!» — уверенно заявлял журналисту «Эксперта» несколько лет назад Тимур Горяев, основатель и владелец концерна «Калина», одной из самых перспективных потребительских компаний в России. На прошлой неделе она стала собственностью главного конкурента Procter & Gamble — англо-голландской компании Unilever. Согласно официальному пресс-релизу Unilever, она приобрела 82% акций «Калины» за 16,7 млрд рублей (390 млн евро) с правом дальнейшего выкупа остальных акций. Иностранцы не поскупились: премия к рыночной стоимости акций российской компании составила около 86%.

«Калина» занимает второе место по продажам косметических продуктов в России, в 2010 году ее оборот составил более 300 млн евро. Даже в кризис темпы роста не опускались ниже 12–15% в год. Концерн лидирует в сегментах средств по уходу за кожей и полостью рта, ему принадлежат одни из самых передовых производственных мощностей в отрасли, масштабная дистрибуторская сеть из 250 дилеров и известные бренды: «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Сто рецептов красоты» и др. В какой-то степени «Калину» можно назвать национальной гордостью: это единственная компания на отечественном косметическом рынке, которая опережала здесь по темпам роста оборота западные компании.

Встроиться в бизнес гигантов в России, как правило, мечтают нишевые производители косметики, не имеющие сил на масштабное производство и продвижение. У более крупных игроков, таких как «Калина» или «Фаберлик», всегда были амбиции выйти за пределы локального рынка. Что же заставило Тимура Горяева передать бизнес транснационалам?

Не для нежной кожи

Основатель «Калины» всегда стремился выстроить бизнес, аналогичный западному: линейный и функциональный. «Меня создала армия», — любит повторять он. Служба в войсках на Дальнем Востоке в начале 1990-х убедила его в том, что дисциплина и точное исполнение указа — больший залог успеха, чем пресловутые харизма лидера или уникальный продукт. Корпоративные правила, установленные им для работников, гласят, что от них требуются «не сверхусилия, а достижение поставленных задач». Во многом эти принципы и позволили ему создать технологичную компанию, которая оказалась способной конкурировать с транснациональными.

Горяев, как и многие другие отечественные бизнесмены, был подхвачен волной предпринимательского энтузиазма 1990-х, когда он торговал то копировальной техникой, то алкоголем (размещая заказы на производство водки на израильских заводах и продавая ее в России под брендом «Стопка»). Впоследствии он отказался от этого бизнеса и стал подумывать о собственном производстве. Во время приватизации он купил на чековых аукционах несколько заводов, в том числе «Уральские самоцветы» — предприятие, выросшее из филиала московской «Новой зари», эвакуированной во время Отечественной войны в Екатеринбург. «Уральские самоцветы» производили парфюмерию под традиционными советскими брендами, например мужской «Тройной одеколон», духи «Тет-а-тет». В 1990-е дела у комбината шли плохо,

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (775) 24 октября 2011
    Протесты
    Содержание:
    Оккупируй что можешь!

    Начавшаяся с Нью-Йорка акция протеста «Оккупируй Уолл-стрит!» быстро стала глобальным феноменом. Правда, пока не ясно, сможет ли движение недовольных реально повлиять на состояние дел в развитых странах

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама