Жирная радиотерапия

Наука и технологии
Москва, 24.10.2011
«Эксперт» №42 (775)

Производные двух жирных кислот смогли защитить лабораторных мышей от смертельной дозы радиации. Статью об этом в журнале Nature Communications опубликовала группа американских исследователей из Университета Питсбурга.

Ранее ученые установили, что первой жертвой радиации становятся митохондрии — органеллы, выполняющие функции энергетических станций клеток. Их основная функция — окисление органических соединений и использование освобождающейся при их распаде энергии в синтезе молекул АТФ, которые служат энергетическим источником для клеток.

Митохондрии обладают двойной оболочкой, причем в периплазматическом пространстве — зазоре между внешней и внутренней мембраной — находится белок цитохром С, один из компонентов дыхательной цепи митохондрий. Под воздействием радиации происходит разрушение мембран и цитохром С выходит за пределы митохондрий. Это наносит клеткам серьезный вред, поскольку цитохром С — активатор апоптоза (программируемой гибели клеток).

Американские радиобиологи попытались нейтрализовать опасный белок, чтобы уменьшить негативное воздействие радиации. В результате анализа структуры цитохрома С ими был обнаружен участок, чувствительный к воздействию радиации. При его повреждении белок меняет свою изначальную функцию и разрушает митохондрию изнутри.

С помощью компьютерного анализа исследователи подобрали вещества, способные наиболее эффективно нейтрализовать поврежденный участок цитохрома С. Ими оказались имидазол-замещенные жирные кислоты — олеиновая и стеариновая. Проверка включала две стадии. На первой ученые подтвердили нейтрализацию активности цитохрома С в пробирке при смешении его с найденными ингибиторами. При концентрации жирных кислот в 20 раз большей, чем концентрация белка, реакции окисления полностью прекращались.

Вторая стадия проверки проходила на лабораторных мышах, которые получали смертельную дозу радиации — 9,25 Грей, что примерно соответствует летальной дозе для человека. 80% контрольной группы мышей погибло в течение месяца. Во второй группе, получившей жирные кислоты после облучения, погибло около 40%. Наконец, среди мышей, получивших инъекции препаратов всего за 10 минут до облучения, погибло лишь 5% популяции.

В целом, как показали лабораторные эксперименты, значительный радиозащитный эффект имидазол-замещенных олеиновых кислот достигался в случае введения животным разработанных препаратов в промежутке от одного часа до облучения и вплоть до 24 часов после него.

Авторы исследования рассчитывают, что найденные ими соединения могут стать основой для создания лекарств от лучевой болезни, а также для защиты от действия радиации при радиотерапии или рентгенографии.

№42 (775) 24 октября 2011