Инновации победили Мальтуса
Три ключевых фактора влияют на человеческую историю: география, демография и технология. В современную эпоху определяющим становится фактор технологический

Ученые и обыватели спорят о том, является ли история просто набором фактов, которые историки излагают и толкуют с разной степенью таланта, или наукой, познающей законы человеческого развития — в их основе, по мнению разных историков, могли быть и божественная воля, и великие идеи, и социальная борьба. В Советском Союзе, как известно, господствовал социологический взгляд на историю, в то время как в мировой науке с середины XX в качестве одной из объясняющих моделей получило распространение неомальтузианство. Известные ученые, такие как Фернан Бродель, Эммануэль Ле Руа Ладюри, Эрнест Лабрусс, видели в мальтузианских демографических циклах фундаментальную закономерность исторического процесса. Последние годы эта теория получила распространение и в России, особенно в трудах ведущего научного сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН, профессора Уральского федерального университета Сергея Нефедова. В частности, Нефедову удалось показать, что демографические циклы были базовой характеристикой динамики всех сложных аграрных систем. В этом контексте он описывает русскую революцию начала ХХ века как завершающую фазу последнего демографического цикла. Последняя его работа, двухтомник «История России. Факторный анализ», охватывает период от древнейших времен до февральской революции.
Мы начали беседу с Сергеем Нефедовым с вопроса о факторной модели истории.
— Историки испокон веков спорят о движущих силах истории, о факторах, влияющих на исторический процесс. Но на практике механизм действия прослежен лишь для немногих факторов, и среди них демографический, технологический и географический. Причем географический фактор — постоянный, он задает сцену исторической драмы, декорации которой не меняются. Наиболее ярко роль географического фактора проявляется в том, что разные природные условия формируют разные культурно-хозяйственные типы. Например, на плодородных равнинах формируется общество земледельцев, в степях — кочевников, а потом эти общества взаимодействуют друг с другом. Но вот демографический и технологический факторы — динамические, они по-разному влияют в разные периоды. Однако механизм действия этих факторов известен достаточно детально.
Технологический фактор часто называют диффузионным, так как он порождает диффузионную волну заимствований. Сначала копируется военная техника и технология. Скажем, в случае реформ Петра I это легкие шведские пушки, облегченные мушкеты со штыком, «фузеи», линейная тактика, голландские и английские парусные корабли. Затем, чтобы производить военную технику, создается военная промышленность — горные заводы на Урале, пушечные и ружейные мануфактуры, верфи, полотняные мануфактуры, чтобы шить форму для солдат. Для всего этого нужны деньги, много денег, стало быть, надо вводить новую налоговую систему, проводить переписи, вводить паспорта и так далее. Нужно ввести рекрутскую повинность и сделать из поместных дворян грамотных офицеров. Все это — заимствование социально-экономической системы. Не полное, конечно, заимствование, а социальный синтез. Например, Петр пытался объединять купцов в «компании», чтобы они, как европейские купцы, строили мануфактуры. Но капиталов у купцов было мало, и большую часть мануфактур приходилось создавать государству.
№43 (776)
31 октября 2011 - 6 ноября 2011 В номере: Тема недели Повестка дня- Коротко
- Владимир Лисин купил ПГК
- Рост на длинных деньгах
- На Манежной все спокойно
- Семь миллиардов
- Город в мягких лапах
- От мегамоллов к сырным лавкам
- Страсть к премиальной обувке
- Сыты своим мясом
- Модернизация без интеллекта
- От лица заказчика
- Рога и копыта 2.0
- Проделки Google
- Ценовые качели
- «Я не считаю, что писатель — это профессия»
- Реквием по пленке
- Цифровое возрождение
- Верещагин и Фешин в топах на Sotheby’s
- Церковь Ксеркса или церковь Христа?
- Век прекрасной дамы
- Возраст Костяной Ноги
- Российские добродетели