Ценовые качели

31 октября 2011, 00:00

По данным Минсельхоза, оптовые закупочные цены на картофель этой осенью оказались вдвое ниже прошлогодних — рекордных — и составили 11–14 рублей за килограмм. Впрочем, и эти цифры явно завышены. По нашим данным, основанным на опросах продавцов и покупателей, а также на информации региональных СМИ, если в начале уборочного сезона картофель еще можно было продать по 5–6 рублей, то к сентябрю закупочные цены упали до 2,5 рубля. Хуже того, к концу сезона аграрии в «картофелеизбыточных» районах столкнулись с физическим отсутствием спроса. В итоге значительная часть урожая не убрана до сих пор и, видимо, будет уничтожена заморозками.

Данные Росстата по приросту валовых сборов позволяют оценить нынешний урожай в 31–33 млн тонн, что выше показателей последних лет. Перепроизводство и стало основным фактором ценового обвала. «После прошлогодних цен на рынок пришли новые игроки, решившие в дополнение к зерновым заняться выгодной культурой, сами картофелеводы тоже расширили посевы и отказывались, например, от выращивания озимых», — рассказывает один из участников рынка. «За последние шесть лет площади под картофелем в нашем районе выросли втрое», — отмечает фермер с юга Брянской области.

Отечественные аграрии по-прежнему страдают от недостатка маркетинговых компетенций. Еще в прошлом году «Эксперт» писал, что рост товарного производства картофеля в России сочетается с постепенным снижением его потребления; завышенные ожидания подвели картофелеводов. Ценовые «качели», видимо, будут и в следующем году — многие разочаровались в картофельном бизнесе и продают свои активы. Проблемой и одновременно возможностью для развития отрасли остается сегмент переработки картофеля, а также экспорт сезонных излишков. Хотя по валовому урожаю мы занимаем третье место в мире, импорт молодой картошки у нас впятеро больше ее скромных поставок за рубеж. Реализации потенциала препятствует разобщенность сравнительно небольших картофелеводческих хозяйств. Ситуацию ухудшает и положение в торгово-дистрибуторском звене. Ведущую роль здесь играют мелкие перепродавцы, в основном представители азербайджанской диаспоры. Они контролируют систему региональных складов, в состоянии держать наценку, но не могут заниматься продвижением картофеля в новые рыночные ниши.