Давление избыточной ликвидности в 2010-м — начале 2011 года повлекло за собой ужесточение ценовой конкуренции и смягчение риск-менеджмента. В результате факторы стали принимать риски, которые раньше на себя не брали. В период восстановительного роста многие участники рынка не сформировали запаса прочности, поскольку не закладывали в ставку адекватную премию за риск. Ухудшение платежной дисциплины дебиторов из-за снижения уровня ликвидности потребует срочного досоздания резервов, к чему эти игроки не готовы.
Рост перед торможением
Объем рынка факторинга по итогам первого полугодия 2011 года составил рекордные 360 млрд рублей (см. график 1), а темпы прироста достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого года (это сопоставимо с ростом рынка в первом полугодии 2008 года).
Снижение маржинальности факторинга продолжилось в первом полугодии 2011-го: при росте рынка на 80% факторинговое вознаграждение, по оценкам «Эксперт РА», увеличилось только на 19%. Падение доходности факторинга сказалось на готовности факторов отчислять в резервы. Объем созданных резервов на 1 июля 2011 года вырос на 4% по сравнению с данными на 1 июля 2010 года, при этом объем портфелей за этот же период увеличился в два раза. Ожидать, что расширение портфелей было основано на дебиторской задолженности высокого качества, не приходится (достаточно сказать, что факторинговый рынок рос существенно быстрее номинального ВВП в первом полугодии текущего года — 80% против 19,7%). По данным опроса топ-менеджеров факторов, на VII ежегодной конференции «Факторинг в России — 2011» доля плохих активов в их портфелях составила 10–15%, при этом коэффициент резервирования на возможные потери по ссудам факторов, создающих резервы, составляет 9%, а в целом по рынку — около 5%.
У многих факторов отсутствовала адекватная оценка рисковых премий, которая должна быть заложена в ставки. «В отличие от западных практик, где клиент знает, сколько стоит финансирование, сколько сервис, а сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке превалирует банковский подход, где все смешано в единую годовую ставку в тарификации», — считает Роман Огоньков, председатель правления банка НФК. По оценкам «Эксперт РА», такая политика факторов делает рынок уязвимым к внешним шокам.
Основными игроками остаются банки (около 70% рынка факторинга по объемам уступленных требований в первом полугодии). При этом на банковском рынке есть признаки умеренного дефицита ликвидности (средний остаток денежных средств кредитных организаций на депозитах в ЦБ РФ в сентябре снизился почти в два с половиной раза по сравнению с июлем). Снижение уровня ликвидности в экономике сделает политику банков и специализированных факторов в отношении предоставления факторинга более осмотрительной. «Многие игроки, которые занимались откровенным демпингом, сейчас испытывают трудности», — рассказывает Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. Ряд крупных компаний не предоставили «Эксперт РА» сведения о полученном факторинговом вознаграждении. Есть основания полагать, что именно этим факторам нечем похвастаться в части доходности.
Дефицит ликвидности, с одной стороны, способствует росту спроса на факторинг, а с другой — ограничивает предложение на рынке. Это сочетание положит конец разгулу ценовой конкуренции и сделает рынок факторинга более сбалансированным. «Толерантность к рискам и желание раздавать факторинг направо и налево, а также высокая конкуренция были вызваны гиперликвидностью. Сейчас из-за падения ликвидности конкуренция стала более слабой, а оценка рисков — более адекватной», — комментирует Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка.
Снижение уровня ликвидности во всей российской экономике вероятно при дальнейшем ухудшении ситуации в мировой экономике. При этом конкурентное преимущество получают факторы, имеющие доступ к источникам дополнительной ликвидности. «На фоне повышенной волатильности финансовых рынков надежный источник финансирования, независимость от рыночной ликвидности — серьезный плюс к конкурентоспособности факторинговой компании», — полагает генеральный директор компании «ВТБ Факторинг» Михаил Якунин. Источником дополнительной ликвидности для факторов может стать неиспользованный лимит от МСП-банка. По информации МСП-банка на 5 октября 2011 года, лимиты открыты на ФК «Лайф», РФК, «НФК-Премиум» (входит в группу НФК), Металлинвестбанк, банк НФК, Московский кредитный банк, Кредит Европа банк.
Три дороги
Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии продемонстрировали «ВТБ Факторинг» и Газпромбанк (см. таблицу). Те факторы, которые показали прирост объемов уступленных требований существенно выше рынка, пошли либо по пути принятия повышенных рисков, либо — ценовой конкуренции, либо нарастили региональный портфель (низкая по сравнению со столицей конкуренция в регионах позволяет увеличивать высокомаржинальный портфель не в ущерб его качеству).
По итогам первого полугодия 2011 года Промсвязьбанк показал существенно меньшие темпы прироста объемов уступленных требований (см. таблицу), нежели среднерыночные 80%. В результате доля лидера рынка сократилась на 8 п.п. и составила 20% (по объему уступленных требований). Доля «ВТБ Факторинга» в первом полугодии 2011 года достигла 11,4%, а в случае объединения бизнесов «ВТБ Факторинга» и «Транскредитфакторинга» уже в 2012 году возможна смена лидера рынка.
Резкий рост рынка факторинга возможен: для этого очень крупная компания должна перейти на факторинг при расчетах с дебиторами. «Рынок может перевернуться, если крупные сети выполнят свое обещание и займутся факторингом своих поставщиков», — считает Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании.
По прогнозам «Эксперт РА», темп прироста рынка во втором полугодии составит 15–20%. На результаты второго полугодия заметное влияние окажут снижение уровня ликвидности и закрытие для факторинга алкогольного рынка. Основными игроками останутся банки, но их доля будет сокращаться вследствие активного роста небанковских структур (особенно «ВТБ Факторинга»). По оценкам «Эксперт РА», исключение факторов из расчетов за алкоголь сократит рынок факторинга на 5%. Объем рынка факторинга по итогам 2011 года составит около 720 млрд рублей.
В отношении перспектив «коробочных» продуктов факторы единодушия не проявляют. «На наш взгляд, их время пока не настало», — полагает Дмитрий Еремин, заместитель председателя правления Московского кредитного банка. Директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов считает иначе: «Надеемся, что нам удастся нарастить “коробочный” продукт. “Коробку” обслуживает робот, наш софт. И даже человек не требуется».