Что не продается, то разрабатывается

Российский бизнес почувствовал вкус к инновациям. Причина тому — завершение базовой модернизации во многих отраслях и возросшая конкуренция на мировых рынках, на которых опять в моде увеличение расходов на НИОКР

Рисунок: Сергей Жегло

Крупные российские компании в последние годы существенно сократили технологический разрыв с зарубежными конкурентами, но до завоевания лидерских позиций им еще далеко. Между тем рост конкуренции и технологической активности на глобальных рынках заставляет их на свои деньги заниматься исследованиями и разработками. Дилемма состоит в следующем — вести их самостоятельно или заказывать на стороне. Советская модель прикладных НИОКР — отраслевые НИИ и КБ, выстроенные в систему, управлявшуюся профильными ведомствами и Государственным комитетом Совета министров СССР по науке и технике, — канула в Лету. Сегодня для проведения полноценного R&D фирмам приходится либо создавать подобные центры с нуля, либо пытаться реанимировать советские ниокровские остатки. Одно из нетривиальных следствий этого процесса — возрождение отраслевой науки в корпоративном формате с открытым интерфейсом, что вполне соответствует и мировому тренду в управлении инновациями. Вносит свою лепту и российское государство, объявившее о самых масштабных за последние двадцать лет финансовых вливаниях в инновационную сферу и приступившее к пресловутому «принуждению к инновациям» по крайней мере в государственном секторе экономики. Поможет ли это закреплению инновационного тренда в частном секторе, станет ясно уже в ближайшие два-три года. Главная проблема, на наш взгляд, не деньги — их выделяется достаточно, — а отсутствие внятной стратегии развития отраслевой науки и управленческих кадров для корпоративного инновационного контура.

R&D-бум на глобальном рынке

Капитаны мирового бизнеса, залатав на скорую руку пробоины, полученные в результате глобального финансового кризиса 2008–2009 годов, снова энергично вкладываются в НИОКР.

О восстановлении позитивной динамики корпоративных инвестиций в R&D красноречиво свидетельствуют данные, представленные практически одновременно во второй половине октября 2011 года двумя авторитетными мозговыми центрами, на регулярной основе отслеживающими научно-исследовательскую активность ведущих корпораций: экспертным центром Европейского союза (European Commission’s Joint Research Centre,JRC) и американской аналитической компанией Booz & Company.

В ежегодном докладе «2011 EU Industrial R&D Investment Scoreboard» («Данные ЕС по промышленным инвестициям в НИОКР»), подготовленном JRC в сотрудничестве с генеральным директоратом ЕС по исследованиям и инновациям, содержатся предварительные результаты работы крупнейших компаний (400 из Европейского союза и 1000 из «остального мира») за 2010-й финансовый год.

Совокупный объем их чистой выручки вырос за отчетный период на 9,6% (рост тем примечательнее, что в 2009-м этот показатель, напротив, снижался на 10,1%). И новый экономический подъем сразу же проявил себя в инвестиционной плоскости: проанализировав официальную отчетность этих компаний, специалисты JRC подсчитали, что в 2010 году их совокупные расходы на НИОКР выросли по сравнению с предыдущим годом на 4% и достигли 456 млрд евро.

Таким образом,

Новости партнеров

«Эксперт»
№44 (777) 7 ноября 2011
Исследования и разработки
Содержание:
Что не продается, то разрабатывается

Российский бизнес почувствовал вкус к инновациям. Причина тому — завершение базовой модернизации во многих отраслях и возросшая конкуренция на мировых рынках, на которых опять в моде увеличение расходов на НИОКР

Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама