Немцы наступают

Сергей Сумленный
7 ноября 2011, 00:00

Германские автопроизводители пережили кризис лучше других и активно укрепляют свои позиции на мировом рынке. Главные конкурентные преимущества немецкого автопрома — масштабное присутствие на всех важнейших рынках и сохранение спроса на большие автомобили класса люкс

Фото: AP
Немецкие компании активно производят автомобили на всех мировых рынках

«Мы сделали это — на семь лет раньше, чем запланировано!» — столь оптимистичные заявления все чаще можно слышать в центральном офисе Volkswagen. Еще недавно цель, объявленная главой автомобильного концерна Мартином Винтеркорном, — стать к 2018 году самым крупным автопроизводителем мира и обогнать наконец японскую Toyota — казалась труднодостижимой мечтой. Сегодня сразу три ведущих мировых центра исследования автомобильной промышленности: JD Power, PriceWaterhouseCoopers и IHS — исходят из того, что немецкий автогигант достигнет амбициозной цели уже к концу года. По оценкам PwC, по итогам года Volkswagen выпустит 7,8 млн автомобилей. Вторым производителем окажется американский концерн General Motors (7,2 млн), а Toyota, еще в прошлом году поставившая на рынок 8,42 млн автомобилей, окажется лишь на третьем месте — со скромными 6,7 млн.

Взлет гиганта

Резкий спад показателей Toyota во многом вызван последствиями землетрясения и цунами в Японии, однако всем наблюдателям очевидно, что победа Volkswagen в долгой конкурентной борьбе была неизбежной. Да и объемы производства немецкого концерна к концу этого года могут оказаться выше, чем предполагают в PriceWaterhouseCoopers. За первые три квартала Volkswagen удалось увеличить операционную прибыль до 9 млрд евро — это на 86% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уже сегодня Volkswagen является безоговорочным лидером продаж в Германии — на самом важном европейском рынке. Суммарные германские продажи марок концерна: Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Seat, Škoda, Volkswagen — достигают почти 37% всех новых машин, что заставляет некоторых экспертов говорить об опасности возникновения фольксвагеновской монополии. На главную марку компании — Volkswagen — сегодня приходится 21,9% немецкого рынка новых легковушек. Суммарные же продажи автомобилей всего концерна в мире по итогам первых девяти месяцев года уже составили 6,11 млн штук — таким образом, при сохранении динамики продаж компания сумеет продать за год не 7,8, как предполагает PwC, а все 8,15 млн автомобилей. Для сравнения: в 2010 году мировой результат Volkswagen составил 7,2 млн машин.

Впереди планеты всей

Отличные показатели концерна Volkswagen — квинтэссенция стремительного роста немецкого автопрома в целом. Один за другим германские автопроизводители рапортуют о рекордных достижениях. Глава концерна Daimler Дитер Цече в конце октября заявил, что третий квартал 2011 года принес компании рекордный уровень продаж легковых автомобилей за всю историю: более 337 тыс. штук. Суммарная операционная прибыль концерна (с учетом продаж грузовиков и мини-автобусов, а также оказания финансовых услуг) составила по итогам квартала 2,1 млрд евро, что на 100 млн евро больше, чем за аналогичный период 2010 года. Всего за 2011 год Daimler планирует продать 1,9 млн машин.

Впечатляют и результаты концерна BMW: суммарные продажи марок BMW, Mini и Rolls-Royce выросли в октябре на 11% и составили 159 тыс. автомобилей. За первые девять месяцев года концерн продал 1,2 млн машин, что на 16% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. По итогам года концерн ожидает рекордного результата — 1,6 млн проданных автомобилей.

«Немецкие автопроизводители пережили кризис лучше других. Им удалось не только сохранить, но часто и расширить свои доли на всех важных мировых рынках. Свою роль сыграло и то, что немецкие автопроизводители более широко представлены на международных рынках, чем их французские или итальянские конкуренты. В частности, им удалось получить больше выгод от роста азиатских рынков. Кроме того, сразу после кризиса во многих странах вырос спрос в первую очередь на малолитражные автомобили, что было обусловлено применением конъюнктурных программ. Сегодня, после того как эти программы закрылись, снова растет спрос на большие автомобили — а это традиционно вотчина немецких автопроизводителей», — констатирует старший экономист исследовательского центра DB Research Эрик Хайманн.

Согласен с ним и Маркус Беррет, партнер компании Roland Berger Strategy Consultants: «Немецкий автомобильный рынок уверенно вышел из кризиса. Внутренний спрос в сентябре 2011-го вырос на 8 процентов по сравнению с предыдущим годом. Экспорт тоже увеличился: за первые три квартала на те же 8 процентов. Производители автомобилей преисполнены оптимизма — Volkswagen ожидает рекордного года, Daimler и BMW сохраняют положительные прогнозы продаж. Основой успешного развития немецкого автопрома помимо политических мер и стимулирования внутреннего рынка остаются верная производственная политика и хорошая позиция на мировых рынках — в первую очередь на растущих. Важную роль играет и инновационная мощь немецких производителей. В 2010 году германские автоконцерны инвестировали, согласно данным союза немецких автомобилестроителей VDA, 19,6 миллиардов евро в научно-исследовательские разработки. Это на три процента больше, чем годом раньше», — сказал г-н Беррет «Эксперту».

Укрепиться на важных рынках

Германские автопроизводители действительно демонстрируют мощный рост влияния сразу на нескольких важнейших мировых рынках. Прежде всего речь идет о стремительном упрочении позиций немцев на главном мировом авторынке — в США. Три крупнейших автопроизводителя из Германии, Volkswagen, Daimler и BMW, показали по итогам октября рост продаж в США на 17%, увеличив свою долю на американском рынке до 14% от всех продаваемых новых автомобилей. Наибольший рост продаж показал Volkswagen, подняв с января по октябрь свои продажи на 40% относительно аналогичного периода прошлого года. Главным хитом его продаж стала разработанная специально для американского рынка модель Passat — более просторная и агрессивная, чем модель для европейского рынка, и стоящая в минимальной комплектации 19,9 тыс. долларов вместо 24,7 тыс. евро, которые за Passat минимальной комплектации должен отдать немецкий покупатель. Хотя такая ценовая политика компаний заставляет немецких потребителей нервно облизываться, только она может позволить германским автопроизводителям закрепить за собой рынок США и получать прибыль от эффекта масштаба производства.

Не менее активно немцы работают и в Китае. Один только Volkswagen увеличил за первые девять месяцев года объем продаж на 14,6%, достигнув (вместе с двумя дочерними компаниями) нового рекорда — 1,7 млн отгруженных автомобилей. К 2016 году концерн планирует увеличить объем накопленных инвестиций в Китае на 30%, до 14 млрд евро. Расширяет свое присутствие в Китае и Daimler. В прошлую среду руководство концерна подписало договор с крупнейшим китайским автопроизводителем BAIC о финансировании совместного предприятия Beijing Benz Automotive Co. (BBAC). Согласно договору, в ближайший год Daimler инвестирует в BBAC, который уже производит автомобили Mercedes C-klasse и Mercedes E-klasse, 2 млрд евро. Совместное предприятие также расширит свою производственную линейку внедорожником Mercedes GLK — у китайцев проснулся вкус к европейским люксовым машинам.

Европу не сдадут

Наконец, важным фактором роста германских концернов остается то, что немцы традиционно склонны покупать «свои» марки. А поскольку в Европе именно немецкий автомобильный рынок остается главным, рост продаж машин в Германии автоматически помогает в первую очередь немецким маркам. В сентябре 2011 года в Германии было поставлено на учет почти 281 тыс. новых автомобилей — это на 9,3% больше, чем за сентябрь прошлого года. Впрочем, аналитики предупреждают о некотором лукавстве статданных. «Около 30 процентов всех новых машин, поставленных в сентябре на учет в Германии, — это автомобили, зарегистрированные самими автодилерами. Это абсолютно дутые цифры, которые не показывают подлинного объема продаж автомобилей. Заказы на новое производство будут сокращаться, прибыльность — падать, давление на продавцов — расти. 2012 год будет тяжелым, причем не только в Германии или даже в Европе», — заявил журналистам глава ведущего частного центра исследований автомобильного рынка CAR профессор Фердинанд Дуденхёффер. С профессором Дуденхёффером согласны и аналитики американского концерна General Motors. По их мнению, в 2012 году в Западной Европе будет продано на 100 тыс. автомобилей меньше, чем в текущем году.

Между тем некоторые аналитики отмечают некорректность оценки европейского рынка как единого целого. «Европейский автомобильный рынок очень неоднороден. В одних странах, например в Германии, растут и производство, и спрос; в других, как в Испании и Италии, рынок съеживается. С одной стороны, это вызвано различными конъюнктурными условиями. С другой — является следствием того, что программы стимулирования спроса в отдельных государствах были введены с опозданием. Я не думаю, что в ЕС в 2012 году будет продолжаться падение спроса на легковые автомобили. Немецкий рынок сможет несколько вырасти. В некоторых периферийных странах тренд к падению рынка может быть переломлен, там возможен некоторый незначительный рост. Суммарный объем продаж в восточных государствах ЕС тоже способен немного увеличиться. Однако риски остаются высокими, и значительный рост маловероятен. Что же касается рынка грузовых автомобилей, то вот тут в 2012 году ожидаются серьезные трудности», — сказал «Эксперту» Эрик Хайманн из DB Research.

Чуть более сдержан в оценках Маркус Беррет из Roland Berger. «В Европе стоит ожидать стагнирующего или даже несколько сокращающегося рынка, хотя в Восточной Европе и возможен некоторый рост объемов продаж. В среднесрочной перспективе в Европе можно исходить из среднегодового роста на пять процентов до 2015 года. Потенциал роста есть в странах БРИК. Там европейские, в первую очередь немецкие, производители очень активны. Немецкие машины класса люкс будут сохранять привлекательность. Кроме того, европейские производители могут добиться дальнейшего увеличения объемов продаж благодаря экономичным и экологичным автомобилям», — сказал г-н Беррет «Эксперту».

Берлин