В Москве множество зданий, построенных на рубеже 1920-х и 1930-х годов. И если главные шедевры Мельникова, Гинзбурга, Голосова, Весниных известны во всем мире, включены в монографии и учебники, то сотни прочих авангардистских построек столицы — фабрики-кухни, клубы, пожарные части, бани, детсады, жилые кварталы и промышленные корпуса — даже толком не были описаны.
Именно они стали темой книги. В нее включены и хрестоматийные памятники вроде дома Наркомфина или редакции «Известий», но акцент сделан на малоизученную застройку раннесоветской Москвы. Искусствоведы уверены, что она отражает социальную атмосферу и художественные искания эпохи. Этот справочник-путеводитель — первая попытка комплексного изучения московской архитектуры того периода, когда на фасадах прихотливо соединялись цилиндры и кубы, балконы закруглялись на углах домов, а само здание могло напоминать по форме то шестерню, то паровоз, то самолет. Авторы сфотографировали и кратко, без всякой лирики и городских легенд, описали почти 500 строений от Дубровки до Сетуни и от Лефортова до Тушина.
Издание преследует не только культурологические и популяризаторские цели. Искусствоведы хотят привлечь внимание к плачевному состоянию некоторых примечательных сооружений эпохи авангарда, предотвратить их варварскую реконструкцию и снос (несколько упоминаемых объектов были утрачены, пока книга готовилась к печати). Те, кто полагает, что памятники архитектуры — это ампир или в крайнем случае модерн, будут, возможно, удивлены, узнав подлинную историю какой-нибудь полуразвалившейся или выгоревшей постройки недалеко от своего дома. Вдруг это была типография, спроектированная Эль Лисицким, или здание рыночной конторы, над которым трудился великий Константин Мельников.
Васильев Николай, Евстратова Марианна, Овсянникова Елена, Панин Олег. Архитектура авангарда. Москва. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов. — М.: Издатель С. Э. Гордеев, 2011. — 480 с.