Увидеть опасность

Наталья Комлева
14 ноября 2011, 00:00

Контроль страховщиками аварийности на опасных объектах увеличит расходы их владельцев. Не желая роста ответственности, промышленники всячески препятствуют введению обязательного страхования, что отрицательно сказывается на стабильности нового рынка

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
Контроль страховщиками аварийности на опасных объектах увеличит расходы их владельцев

С 1 января 2012 года в России вводится обязательное страхование ответственности владельцев объектов повышенной опасности (ОС ОПО) в рамках 225-ФЗ. С учетом тарифов, утвержденных правительством 1 октября 2011 года, объем рынка ОПО вырастет в 10 раз и составит 23,5 млрд рублей. При этом максимальная страховая сумма увеличится в тысячу раз — с 7 млн до 6,5 млрд рублей. «Естественно, введение ОПО даст дополнительный прирост рынку, небольшой по масштабам, но все-таки прирост. Гораздо важнее то, что законом предусмотрены понятные и соответствующие реалиям жизни выплаты», — уверен Михаил Моторин, первый заместитель генерального директора компании «ВТБ Страхование».

Несмотря на то что до введения ОС ОПО осталось меньше двух месяцев, споры о необходимости этого закона не прекращаются до сих пор. Промышленники не теряют надежды отложить запуск закона или хотя бы снизить тарифы. Уже в конце октября стало известно, что Минэкономики, поддержав заявление РСПП, «Деловой России», ОПОРЫ России и ТПП, обратилось в правительство с просьбой пересмотреть тарифы на ОС ОПО.

Третий лишний

Основной аргумент промышленников: необходимость уплаты страховых взносов повысит себестоимость их продукции, а для кого-то и вовсе станет непреодолимым барьером. Тем не менее стоимость страхования (например, для владельцев шахт она не превысит 50 тыс. рублей) несоизмерима с теми средствами, которые нужно будет извлекать из оборота в случае аварии.

Значит, проблема с законом об ОПО кроется в чем-то другом. Во-первых, вместе с 225-ФЗ был принят закон, где четко прописан размер ответственности владельца ОПО на случай потери кормильца — 2 млн рублей. Ранее выплаты рассчитывались исходя из величины заработка пострадавшего и были существенно меньше. Если заложенной в законе страховой суммы не хватит на все выплаты, то возмещать ущерб придется самому владельцу ОПО.

Во-вторых, и это самое главное, в системе отношений владелец ОПО—пострадавший появится третья сторона — страховая компания. «Одна из основных целей введения обязательного страхования — включение в процесс контроля деятельности предприятий, эксплуатирующих ОПО, независимой стороны — страховой компании, финансово заинтересованной в безопасности их функционирования», — подчеркивает Дмитрий Козлов, генеральный директор «Эксперт-Бюро».

Если раньше травмы на производстве при соответствующей договоренности с пострадавшим или его семьей могли записываться в разряд «несчастный случай», то теперь сделать это будет гораздо сложнее. Представители страховой компании в обязательном порядке будут входить в комиссию по расследованию причин аварии. «Я уверен, что большинство событий можно оформить не как аварию на производстве, а как несчастный случай. Предположим, человек упал, и на него наехала вагонетка. Это может быть оформлено как авария, а может прийти доктор с предприятия и подтвердить, что работник был нетрезв и попал под вагонетку по неосторожности. И это событие пойдет не в статистику аварийности, а в статистику несчастных случаев. Поэтому можно предполагать, что статистика по несчастным случаям с введением ОС ОПО перекочует в статистику по аварийности — потому что платить будут страховщики», — рассуждает Андрей Юрьев, президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО).

Кроме того, если владелец ОПО не будет исполнять предписаний государственных органов в сфере промышленной безопасности, то страховая компания имеет право предъявить регрессный иск и взыскать с него средства, потраченные на покрытие ущерба.

Таким образом, промышленники боятся не необходимости платить страховые взносы, а ответственности. Ведь если страховые компании будут участвовать в расследовании причин нештатных ситуаций и при этом активно пользоваться правом регресса, то владельцы ОПО потеряют гораздо больше средств на возмещение ущерба.

Спор о тарифах

Главный камень преткновения в споре между страховщиками и промышленниками — адекватность тарифов. Свои версии тарифов по ОС ОПО предложили НССО и Минфин. Принятые 1 октября тарифы представляют собой несколько скорректированную версию Минфина.

По ряду объектов страхования итоговые тарифы и тарифы НССО различаются в несколько раз. По словам Алексея Маргуляна, руководителя блока корпоративных продаж, исполнительного вице-президента СГ МСК, «по таким объектам, как угольные шахты, где аварии происходят наиболее часто, принятые тарифы занижены». По мнению промышленников и предпринимателей, тарифы, наоборот, завышены.

В качестве варианта решения спора о тарифах РСПП предлагает их либерализацию. О возможных последствиях такого шага рассказывает Николай Галушин, заместитель генерального директора «Ингосстраха»: «Вполне возможно, что под давлением РСПП и ТПП будут приняты поправки, которые отпустят тарифы и отдадут их на откуп страховщикам. К чему это приведет в условиях нашей конкуренции в стране — мы прекрасно понимаем. Все будут бороться за клиента только ценовыми параметрами. В итоге мы увидим массовый исход страховщиков с рынка обязательного страхования ОПО».

Раскачанная лодка

В октябре в дискуссию вокруг ОС ОПО включилась Федеральная антимонопольная служба, высказавшаяся за отмену ограничений по вступлению в НССО. Рост числа игроков рынка ОПО за счет компаний с небольшим уставным капиталом будет способствовать не столько повышению уровня конкуренции, сколько дестабилизации рынка. «Одним из ключевых критериев успешного введения страхования ОПО должен стать жесткий контроль финансовой устойчивости страховых компаний и требований к банкам, в которых допускается размещение гарантийных депозитов, — считает Елена Бочарова, заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу СК “Согласие”. — Входной билет для доступа к новому виду обязательного страхования должен быть дорогим, ведь негативные последствия ухода хотя бы одной компании из системы страхования ОПО будут иметь серьезный резонанс и последствия для всего рынка».

Непрекращающиеся споры о порядке введения ОС ОПО приводят к затягиванию процесса принятия подзаконных актов. Из-за отсутствия правил страхования* страховщики до сих пор не могут получить лицензии и изготовить бланки полисов.

«Страховые компании в целом готовы к работе. Но мы не в силах повлиять на ускорение процедуры получения лицензии, поскольку это можно сделать не раньше, чем будут опубликованы правила. По существующему регламенту ФСФР имеет право рассматривать заявку на выдачу лицензии в течение 120 дней. Это не может не вызывать беспокойства», — сетует Наталья Карпова, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование».

Уже сейчас понятно, что заключение договоров страхования будет происходить в пиковом режиме. В таких условиях высока вероятность ошибок и неточностей при определении страховых тарифов и страховых сумм. В результате у промышленников появится еще один аргумент против закона об ОС ОПО.

Полную версию исследования можно прочитать на сайте //www.raexpert.ru/