Образование для России

Дмитрий Песков
28 ноября 2011, 00:00

Стране нужна программа подготовки кадров мирового уровня для ключевых отраслей экономики и государственного управления. Не менее важно обеспечить возвращение участников программы в Россию

Есть слова, за которыми стоит сразу очень много смыслов. Одно из таких слов — «образование». Действительно, ведь не существует просто образования. Существует образование для воспроизводства знания, образование как высшая ценность, образование как обязанность государства. Созданное в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) направление «Молодые профессионалы» решает конкретную задачу: образование для экономического роста. Решает не через абстрактные программы распределения бюджетных средств, о которых так любит высказываться умная российская интеллигенция, существующая в мире сослагательного наклонения. Решает через поддержку лидеров, доказавших на деле свои способности, предлагающих конкретные проекты, направленные на решение главной задачи — сделать так, чтобы в ключевых отраслях экономики работали молодые профессионалы, готовые к конкуренции на глобальном уровне.

Сложность этой задачи понятна уже при первом уровне декомпозиции: нам надо найти таких молодых профессионалов, развить их компетенции и удержать в России. Насколько эти подзадачи решает современная система образования?

Де-факто в России сегодня одновременно действуют три образовательные системы. Первая — система вузов «псевдовысшего образования», которая похожа на генералов из известного выражения. Генералы готовятся к прошедшим войнам, вузы выпускают уже не нужных специалистов. И тогда более 90% выпускников педвузов и 64% выпускников инженерных вузов идут работать не по специальности.

Вторая система представляет группу качественных вузов, которые до сих пор готовят качественных выпускников с сильным фундаментальным образованием, из них значительная часть немедленно уезжает работать за границу. Таким образом, вложив несколько миллионов рублей в качественного выпускника, мы инвестируем эти деньги в ведущие мировые экономики. Заметим — эти две формы образования оплачиваются государством и не предусматривают никакого механизма закрепления обученных специалистов в национальной экономике. Третья система появляется на наших глазах — это система корпоративного образования, которая немедленно переучивает неготовых студентов под конкретные нужды. По оценкам ГУ—ВШЭ, эта сумма в прошлом году превысила 500 млрд рублей. Весь бюджет Министерства образования значительно меньше.

При всем этом экономика постоянно предъявляет спрос на все более качественных профессионалов.

На наблюдательном совете АСИ под председательством Владимира Путина 21 октября этого года была одобрена инициатива «Система поддержки лидеров и талантов», учитывающая все три образовательные системы. Инициатива в логике АСИ — это комплекс взаимоувязанных проектов и мероприятий, ведущих к решению конкретной задачи.

Ключевым проектом в рамках инициативы стал проект вернувшихся работать в Россию лидеров Гарвардского клуба «Интеграция выпускников лучших мировых вузов в российскую экономику. Глобальное образование».

В основе проекта лежит несколько ключевых принципов.

Обучение и возвращение. Программа, с одной стороны, дает молодым россиянам шанс получить образование в ведущих вузах мира, с другой — создает механизмы их последующего возвращения на работу в Россию. Две эти задачи неразрывно связаны.

С участником программы будет заключаться соглашение, предполагающее, что после получения диплома он должен или отработать несколько лет в России, или вернуть государству потраченные на его обучение за рубежом деньги.

Именно так функционируют аналогичные программы в большинстве успешно модернизирующихся стран. Особенно преуспевает Китай. Среди стран СНГ Казахстан, к примеру, по программе «Болашак» обучил за границей несколько десятков тысяч человек, что позволяет компаниям этой страны успешно конкурировать с российскими.

А что же Россия? Мы умеем хорошо учиться, а потом — превосходить своих учителей. Это понимали все лидеры нашей страны. Хрестоматийный пример — Петр I, участники его образовательной программы составили цвет российской науки, армии и флота.

Однако описываемая программа обеспечит не просто возвращение, но и интеграцию таких специалистов в российские организации. Речь не идет о возрождении системы распределения: молодому специалисту будет предоставлена возможность выбирать среди конкурирующих за него работодателей (которые, конечно, смогут также выбирать среди выпускников программы). Поэтому задача программы — формирование сети партнерских соглашений с крупными работодателями о последующем привлечении на работу таких специалистов, в том числе на условиях софинансирования их обучения за рубежом. Первые такие соглашения готовятся сегодня со Сбербанком и пулом биотехнологических компаний. Это, в свою очередь, позволит более точно отслеживать параметры спроса на отдельные специальности.

Вопреки распространенному мнению за рубежом учится крайне мало аспирантов и студентов из России. Цифры в десятки тысяч студентов, которые можно часто встретить в прессе, складываются в основном из тех, кто едет учить английский, из участников краткосрочных академических обменов и тому подобных программ. Такое обучение тоже важно и полезно, но оно не может заменить полноценного образования. Те же, кто едет учиться в зарубежных аспирантурах и магистратурах, — это в основном представители нескольких вполне конкретных специальностей, в том числе физики, химики, биологи. Необходимо целенаправленно инвестировать средства в подготовку высококвалифицированных кадров именно по наиболее востребованным специальностям. Есть успешный опыт уже действующей в России татарстанской программы «Алгарыш»: в Татарстан (даже не в Москву!) вернулось более 90% участников программы. Почему мы не можем распространить этот положительный опыт на всю страну?

Приоритеты. В программе заложены жесткие механизмы приоритетов: речь не идет о поддержке обучения по любой программе в любом вузе мира.

Во-первых, она будет нацелена на обучение по программам магистратуры и аспирантуры, то есть на тех, кто уже получил базовое образование в России, показал свои способности и знает, чем он будет заниматься. По отдельным специальностям от кандидата может потребоваться наличие и определенного стажа практической работы. Достаточно жестко будет очерчен и круг тех вузов, где могут проходить обучение участники программы. Речь идет о 100–200 университетах, занимающих ведущие позиции в международных рейтингах.

Во-вторых, речь идет только о таких программах обучения, которые предусматривают прохождение участником полноценного контроля на выходе: успешную сдачу итоговых экзаменов, защиту диссертационной работы и получение предусмотренной программой степени. Возможность «академического туризма» исключена.

В-третьих, программа будет поддерживать обучение по широкому, но вполне четкому спектру направлений и дисциплин, который будет сформирован по результатам форсайта, проведение которого — одна из важных задач АСИ.

Фокус на ключевых точках модернизации. Современные кадры нужны во всех отраслях экономики, но есть целый ряд ключевых точек, где их привлечение может дать наиболее значительный эффект для модернизации страны. К числу сфер, куда в первую очередь и будут привлекаться выпускники программы, относятся отрасль производства знаний, социальная сфера, государственная служба, в том числе на уровне регионов и муниципалитетов, инновационные компании.

Особенно важно для программы партнерство с университетами. Программа подразумевает, что часть выпускников пойдет работать в российские вузы и принесет туда компетенции, которых сегодня не хватает нашей системе образования для конкуренции на глобальном рынке. Наши вузы научатся бороться за иностранных студентов, принося в Россию деньги. Поднимутся в мировых рейтингах, где сегодня наше место незаслуженно низкое. Мы будем дополнительно поддерживать вузы, которые будут брать на работу выпускников программы. Точно так же мы сегодня закупаем иностранное оборудование и софт, чтобы начать выпускать на нем Sukhoi Superjet, продавать самолеты за рубеж, с комфортом летать внутри страны и учиться делать следующее поколение оборудования самим. Это и есть самые лучшие инвестиции, которые позволят нам экспортировать не только нефть, но и высокотехнологичную продукцию.

Правила отбора. Принципиально важны для такой программы открытость и прозрачность отбора. Задача программы не только в том, чтобы дать ее участникам знания и навыки. Молодые россияне сегодня, к сожалению, зачастую не верят, что честным трудом и упорной учебой можно добиться возможности продолжить образование в ведущем вузе мира, а затем сделать успешную карьеру в России. Программа своим примером должна убедить наших молодых сограждан, что это не так. С одной стороны, она будет открыта для всех граждан России, отвечающих четким формальным требованиям. С другой стороны, программа не будет создавать для участников особые тепличные условия. Возможность гражданина получить образование в одном из ведущих вузов мира будет зависеть не от его способности пройти сквозь сито бюрократических согласований, а лишь от его способности к конкурентной борьбе с наиболее талантливыми сверстниками из других стран. Тот, кто поступил в такой вуз, получает поддержку, при прочих равных поддержку получает поступивший в вуз, занимающий более высокие позиции по данной специальности в международных рейтингах. Это снимает вопрос коррупции — попробуйте дать взятку в MIT. Есть и дополнительные механизмы: все участники программы подписывают «Этический кодекс выпускников», заносятся в открытый для общественного контроля онлайновый реестр, им предлагается вести персональные блоги о своем обучении и работе по возвращении в Россию. Мы будем знать этих ребят и гордиться ими.

Контроль рисков. Проект подразумевает создание центра компетенций в области глобального образования, который привлечет как частные деньги, так и деньги государства. Контроль частного бизнеса над программой снизит коррупционные риски не только при оплате обучения, но и при финансировании управления самой программой.

Программа стартует с небольшой группы в 2012 году и вырастет до 10 000 человек в год через три-четыре года. Финансирование в следующем году составит 1,5 млрд рублей. Эти деньги позволят направить за границу в 2012 году около 500 человек, отработать управление, сфокусировать подготовку на наиболее нужных специалистах с гарантированным трудоустройством.

По большому счету, такая программа не стратегическая инициатива, а стратегическая обязанность страны. Именно поэтому ее поддерживает правительство России.

В прошлом номере журнала «Эксперт» в своей авторской колонке Александр Привалов критично высказался об одном масштабном образовательном проекте Агентства стратегических инициатив («О правдивой утке»). Проект предполагает отправку на учебу в лучшие университеты мира большого количества молодых людей, до 10 000 человек в год. В предлагаемой статье один из руководителей АСИ, директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков, разъясняет некоторые аспекты проекта.

Тема очень непростая, у нее есть множество экономических, социальных и даже политических нюансов.

Как повлияет эта программа на российское образование, деградация которого, c одной стороны, еще не остановлена, но с другой, зашла не настолько далеко, чтобы списывать его вовсе в утиль? Не лучше ли создавать в России первоклассные образовательные центры, чем отправлять самых инициативных студентов за границу, «подкармливая» хорошими учениками чужой образовательный рынок? Зачем тратить серьезные бюджетные деньги на образование студентов за границей, когда это активно происходит в рамках частных инициативи самих студентов, и их родителей, и частных компаний? Не разумнее те же деньги потратить на привлечение в российские вузы западных преподавателей, добиваясь большего кумулятивного эффекта?

Принципиальным предметом дискуссии редакция «Эксперта» видит вопрос: стала ли Россия уже вполне «развивающейся страной» или у нее остались собственные силы?

Мы приглашаем к обсуждению этих и других вопросов развития образования всех заинтересованных читателей.