Состояние тяжелое, прогноз — позитивный

Экономика и финансы
Москва, 28.11.2011
«Эксперт» №47 (780)
В ближайшем будущем властям предстоит разобраться с множеством застарелых проблем в налоговой системе. Что нужно сделать, в общем, понятно. Осталось только набраться смелости для принятия необходимых решений

Рисунок: Игорь Шапошников

Cостоявшаяся на прошлой неделе конференция «Налогообложение — современный взгляд», по всей видимости, была попыткой в рамках правительственной дискуссии подвести итоги под изменениями, произошедшими в фискальной политике за последнее время. Эта попытка вызвала двойственное ощущение. С одной стороны, власти за год приняли достаточно непопулярных и болезненных для бизнеса решений и осознают, что в ближайшее время налоговую сферу лучше всего оградить от нововведений и вмешательств. Такова, во всяком случае, официальная позиция Министерства финансов. «У нас есть трехлетний план бюджета, в рамках которого мы уже определили предельные размеры расходов и, соответственно, налоговую политику, — заявил исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов. — В рамках этого плана не предусматривается увеличение налогового бремени». С другой стороны, конференция показала, что единого мнения о будущем фискальной политики у чиновников по-прежнему нет.

Все против Минфина

Минфин, очевидно, продолжает придерживаться стратегии нейтральности налоговой системы — то есть минимального влияния налоговых изменений на экономическое развитие. Горячий приверженец этого подхода — Алексей Кудрин, бывший глава финансового ведомства. Кроме того, Министерство финансов весьма скромно оценивает и размер налогового бремени, и его увеличение за последние годы. По словам Антона Силуанова, нынешнее значение данного показателя составляет 31–32% ВВП, а за вычетом нефтегазовой составляющей — всего 24% ВВП, что сопоставимо с налоговой нагрузкой развитых стран, в том числе США. «За последние пять-шесть лет общий объем расходов бюджета в России увеличился на 7 процентов ВВП и достиг 39 процентов, — заявил Антон Силуанов. — Увеличивались ли налоги за это время? Нет, так как мы пользовались благоприятной внешне­экономической конъюнктурой».

Такие оценки финансового ведомства, очевидно, предполагают возможность дальнейшего наращивания налогового бремени. С критикой этой позиции выступил помощник президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, реальная фискальная нагрузка в России никак не меньше 40%, а это значит, что речь должна идти о ее снижении. «Я за нейтральную налоговую систему, — заявил Дворкович, — но только при низких налогах. Если бы у нас НДС был на уровне 10 процентов или ниже, как в США и Японии, то не думаю, что он кого-то волновал бы вообще. Если бы налог на прибыль был такой же, как НДФЛ, то мы бы, я думаю, и собрали бы даже больше, чем сейчас, при высоких ставках, и экономика росла бы быстрее».

Не согласен с высказываниями Антона Силуанова и глава Сбербанка Герман Греф. «Очевидно, что мы повышаем налоговое бремя, — заявил он. — В Сбербанке мы на 43 процента стали больше платить социальных платежей, и это при том, что сам налог был повышен на тридцать с небольшим процентов». По мнению Грефа, дополнительного роста налоговой нагрузки следует ожидать и в следующем году, когда вступит в силу решение о новых правилах налогообложения зарплат. «Мы в следующем году будем платить ещ

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (780) 28 ноября 2011
    Бюджетный кризис
    Содержание:
    Под нож

    Все более вероятно, что долговой кризис в развитых странах заставит правительства пойти на жесткую экономию. Но это не поможет ни решить проблему долговой нагрузки, ни добиться восстановления устойчивого экономического роста

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама