Музейный чат

Культура
Москва, 05.12.2011
«Эксперт» №48 (781)
В Московском музее современного искусства открылась новая постоянная экспозиция «ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО». Коллекцию музея, которая насчитывает более десяти тысяч экспонатов, основательно перетасовали и вытащили на свет произведения из дальних хранилищ — чтобы они заиграли новыми красками

Фото: Олег Краснов

Считается, что, попадая в музей, произведение искусства умирает, а зритель только и думает, как бы, подавляя зевоту и выполняя обязательную культурную программу, поскорее смыться в места более жизнеутверждающие. В ММСИ решили радикально бороться со скукой. В новой музейной экспозиции скорее почувствуешь себя Алисой в Зазеркалье, где за каждым поворотом подстерегают разные веселые неожиданности, так что временами ощущаешь себя участником безумного чаепития.

Музей уже четвертый раз меняет основную экспозицию, привлекая внимание к своей коллекции с помощью разных хитроумных решений. На Западе большие музеи давно перестали быть местом экскурсий для детей и встреч исключительно пожилых дам — молодые люди ходят туда практически с той же частотой, что и в ночные клубы. Поэтому если наши музеи критикуют за консерватизм, то западные — в основном за перегибы в интертейменте. Например, досталось музею Версаля за попытку освежить восприятие дворцовых покоев скульптурами Джеффа Кунса и Мураками — местные консерваторы подписывали страстные петиции в защиту высокого искусства. В этом году Московский музей пригласил обновить свою экспозицию молодого куратора Дмитрия Озеркова, заведующего в Эрмитаже отделом современного искусства. Со страстью терминатора он буквально напалмом удалил даже малейшие следы музейной скуки.

К чести куратора, он не просто вывалил на свет божий все, что нашел интересного и еще не показанного в запасниках, но даже придумал идею, объединившую разнообразное искусство, которое на выставке выступает как комментарий к разным темам, пусть порой и теряешься в догадках, где же связь между темами столь разного порядка, как «Автопортрет» и «Перестройка». На самом деле выставка построена по логике чата, где наукообразное слово «комментарий» превратилось в инструмент увлекательной беседы: кто-то задает тему, вокруг которой образуется чат, и в этой форме и заключается, можно сказать, большая современность выставки.

В начале экспозиции зрительское внимание убаюкивается почти по законам триллера: кажется, ничего не предвещает дальнейших приключений. В первом зале висят фотографии чучел обезьян, сфотографированных Олегом Куликом. Чучела животных — это метафора музея вообще, с его музеефицированными, если не сказать мумифицированными, произведениями. Затем успокоенный зритель попадает в конструктивистский лабиринт молодого художника Дмитрия Теселкина — и эта головоломка готовит к тому, что дальше на своем пути можно повстречать и Минотавра. Уже в следующем зале оказываешься в полнейшей темноте, да еще и теряя под ногами твердую опору: пол становится мягким, а пространство необозримым. На стене теплится видео Айдан Салаховой «Невеста», остальные работы можно разглядеть с помощью подсветки мобильника. Выбравшись из тьмы, самое время передохнуть от острых ощущений — вас встречают настоящая кровать и телевизор, а на стенах картины, посвященные сну. Хорошенько выспавшись, можно продолжать путешествие, разглядывая вереницу портретов: здесь соседствуют картины

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (781) 5 декабря 2011
    Выборы Госдумы
    Содержание:
    Выбрали место для дискуссий

    Думская избирательная кампания оказалась содержательной. И сделали ее такой не партии, а избиратели, проголосовавшие за конкурентный парламент

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама