Музейный чат

Елена Федотова
5 декабря 2011, 00:00

В Московском музее современного искусства открылась новая постоянная экспозиция «ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО». Коллекцию музея, которая насчитывает более десяти тысяч экспонатов, основательно перетасовали и вытащили на свет произведения из дальних хранилищ — чтобы они заиграли новыми красками

Фото: Олег Краснов
Граффитчики из группы Zuk club прямо на музейных стенах изобразили, как мухи поедают слово «искусство»

Считается, что, попадая в музей, произведение искусства умирает, а зритель только и думает, как бы, подавляя зевоту и выполняя обязательную культурную программу, поскорее смыться в места более жизнеутверждающие. В ММСИ решили радикально бороться со скукой. В новой музейной экспозиции скорее почувствуешь себя Алисой в Зазеркалье, где за каждым поворотом подстерегают разные веселые неожиданности, так что временами ощущаешь себя участником безумного чаепития.

Музей уже четвертый раз меняет основную экспозицию, привлекая внимание к своей коллекции с помощью разных хитроумных решений. На Западе большие музеи давно перестали быть местом экскурсий для детей и встреч исключительно пожилых дам — молодые люди ходят туда практически с той же частотой, что и в ночные клубы. Поэтому если наши музеи критикуют за консерватизм, то западные — в основном за перегибы в интертейменте. Например, досталось музею Версаля за попытку освежить восприятие дворцовых покоев скульптурами Джеффа Кунса и Мураками — местные консерваторы подписывали страстные петиции в защиту высокого искусства. В этом году Московский музей пригласил обновить свою экспозицию молодого куратора Дмитрия Озеркова, заведующего в Эрмитаже отделом современного искусства. Со страстью терминатора он буквально напалмом удалил даже малейшие следы музейной скуки.

К чести куратора, он не просто вывалил на свет божий все, что нашел интересного и еще не показанного в запасниках, но даже придумал идею, объединившую разнообразное искусство, которое на выставке выступает как комментарий к разным темам, пусть порой и теряешься в догадках, где же связь между темами столь разного порядка, как «Автопортрет» и «Перестройка». На самом деле выставка построена по логике чата, где наукообразное слово «комментарий» превратилось в инструмент увлекательной беседы: кто-то задает тему, вокруг которой образуется чат, и в этой форме и заключается, можно сказать, большая современность выставки.

Вас встретит настоящая кровать и телевизор, а на стенах картины, посвященные сну expert_781_105-2.jpg Фото: Олег Краснов
Вас встретит настоящая кровать и телевизор, а на стенах картины, посвященные сну
Фото: Олег Краснов

В начале экспозиции зрительское внимание убаюкивается почти по законам триллера: кажется, ничего не предвещает дальнейших приключений. В первом зале висят фотографии чучел обезьян, сфотографированных Олегом Куликом. Чучела животных — это метафора музея вообще, с его музеефицированными, если не сказать мумифицированными, произведениями. Затем успокоенный зритель попадает в конструктивистский лабиринт молодого художника Дмитрия Теселкина — и эта головоломка готовит к тому, что дальше на своем пути можно повстречать и Минотавра. Уже в следующем зале оказываешься в полнейшей темноте, да еще и теряя под ногами твердую опору: пол становится мягким, а пространство необозримым. На стене теплится видео Айдан Салаховой «Невеста», остальные работы можно разглядеть с помощью подсветки мобильника. Выбравшись из тьмы, самое время передохнуть от острых ощущений — вас встречают настоящая кровать и телевизор, а на стенах картины, посвященные сну. Хорошенько выспавшись, можно продолжать путешествие, разглядывая вереницу портретов: здесь соседствуют картины современных художников и классиков советской живописи. Но вспомнить имена большинства художников вам вряд ли удастся, среди них много давно канувших в Лету, чьи работы только по воле куратора вновь увидели свет. Возможно, впервые за время пребывания на выставке начинаешь задумываться, что громкие имена и выдающиеся работы — не самое важное в этой экспозиции, где все подчинено умозрительной идее тематизации. Хотя и качественных работ немало.

После краткой передышки попадаешь в классический музейный зал, где специально были открыты настоящие дворцовые потолки с росписью. И кажется, вот он, миг, где и произойдет встреча с высоким искусством, но не тут-то было: и здесь вас настигнет игривый и всеядный постмодернизм. Там, где в огромных рамах должны были разместиться семь хитов из Третьяковской галереи, приведены высказывания посетителей о «Троице» Рублева, «Черном квадрате» Малевича и прочих шедеврах. Здесь можно и самому стать участником work-in-progress, то есть искусства в развитии, и добавить парочку собственных комментариев.

Фрагмент новой экспозиции ММСИ expert_781_105-1.jpg Фото: Олег Краснов
Фрагмент новой экспозиции ММСИ
Фото: Олег Краснов

Где-то посредине выставки поминается ее название — граффитчики из группы Zuk club прямо на музейных стенах изобразили, как мухи поедают слово «искусство». То есть перед нами прямая иллюстрация искусства, «засиженного мухами», — музейного, которое молодые художники уличным варварским способом пытаются вернуть к жизни.

Поблуждав по залам с комментариями к перестройке, природе, богатому и бедному и прочим животрепещущим темам, попадаешь в зал с фильмом израильского художника Шахара Маркуса «Куратор». Это настоящий ироничный блокбастер и в каком-то смысле апофеоз экспозиции, так что в конце долгого пути все-таки находятся силы посмеяться еще и над тем, как делаются большие выставки.

Новая экспозиция в ММСИ, безусловно, увлекательное шоу, хотя искусство в нем столь неровное, что только продвинутый и энергичный куратор мог так ловко сложить мух и котлеты, то есть объединить художников разных стилей, поколений, направлений, уровней, раскидав их по определенным темам. То, что у музея со сложной историей неровная коллекция, известно давно, и надо обладать действительно хорошим чувством юмора, чтобы сделать из нее причудливую, но столь удерживающую внимание выставку. Искусство есть искусство — и против этого нечего возразить.