Нужны другие инструменты

Специальный доклад
Москва, 05.12.2011
«Эксперт» №48 (781)
Ставка на стимулирование рыночного спроса на жилую недвижимость не оправдалась. Обеспечить население жильем можно, лишь запустив массовое строительство арендных домов и совмещая бюджетные и частные инвестиции в проектах развития территорий

Фото: Александр Гронский/ Agency.Photographer.Ru

Решить сегодня жилищный вопрос гражданин в нашей стране может только в нескольких случаях. Если он принадлежит к военнослужащим, северянам, ветеранам и прочим категориям, о которых так или иначе заботится государство. Если имеет сбережения и хорошо оплачиваемую работу и в состоянии взять ипотечный кредит и расплачиваться по нему несколько лет. Если ему в наследство досталась какая-либо недвижимость и есть сбережения, которые он может использовать для улучшения своих жилищных условий. Наконец, если он имеет большие доходы, позволяющие купить квартиру сразу. Даже на интуитивном уровне понятно, что это далеко не львиная доля всех желающих решить квартирный вопрос. По большому счету, за прошедшие двадцать лет эффективного механизма обеспечения населения жильем так и не было создано.

Примерно семь лет назад в нашей стране впервые заговорили о необходимости реализации национального жилищного проекта. Под эту идею был разработан пакет мер, направленных на формирование так называемого рынка доступного жилья. Базисным элементом программы была провозглашена ипотека. Чтобы создать условия для ее развития, разработали нормативную базу, создали федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), на которое была возложена функция обеспечения игроков ипотечного рынка (коммерческих банков) дешевым и долгосрочным фондированием для выдачи кредитов гражданам под залог приобретаемой недвижимости. Для этого государство предоставило гарантии по облигациям АИЖК, они позволили агентству привлекать деньги по ставкам ниже среднерыночных и тем самым подпитывать ипотечную систему.

Параллельно развивалось семейство государственных целевых подпрограмм в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Вообще, эта ФЦП была разработана еще в начале 1990-х, просто периодически редактировалась. Главной задачей подпрограмм «Жилища» стало распределение бюджетных ресурсов внутри ограниченной группы граждан, нуждавшихся в жилье, — преимущественно военнослужащих, сотрудников спецслужб, переселенцев из районов Крайнего Севера. Им выдавались жилищные сертификаты. Номинал этих бумаг не всегда совпадал с рыночной стоимостью квартир, что, однако, не мешало сертификатчикам буквально опустошать региональные рынки жилья, выметая самые дешевые предложения.

В последние годы государство увеличило объемы финансирования жилищной сферы: стало выделять средства на выкуп квартир для ветеранов, разрешило использовать для оплаты жилья родовые сертификаты. Началось строительство нового массового жилья для военно­служащих в рамках многомиллиардных госконтрактов. Кроме того, в ряде подпрограмм «Жилища» получила развитие ипотечная идеология, в частности в программе «Жилье для молодых семей». Был создан фонд содействия развитию жилищного строительства (фонд РЖС), который получил в управление тысячи гектаров федеральной земли — она была изъята у других федеральных министерств, ведомств, сельхозакадемий, институтов и передана под коммерческую застройку.

То есть в течение последних семи лет госуда

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (781) 5 декабря 2011
    Выборы Госдумы
    Содержание:
    Выбрали место для дискуссий

    Думская избирательная кампания оказалась содержательной. И сделали ее такой не партии, а избиратели, проголосовавшие за конкурентный парламент

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама