Пушки вместо Сочи

Экономика и финансы
Москва, 05.12.2011
«Эксперт» №48 (781)
Бюджетные проектировки ближайших трех лет предполагают остановку роста социальных расходов и умеренный рост военно-полицейских трат. Финансировать последние планируется за счет высвобождения ресурсов по завершении крупных госинвестпрограмм и плавного роста госдолга

Рисунок: Игорь Шапошников

Бюджет нынешнего года — пожалуй, первый, который можно считать уже не посткризисным, с разнообразными оттенками фискальных стимулов и программ поддержки, «украшавших» бюджеты 2009 и 2010 годов, а просто «нормальным». У финансов короткая память, и можно было бы заключить, что следы кризиса трехлетней давности полностью изгладились из нее.

Если бы не одно обстоятельство. За последние три года бюджет обзавелся дополнительными неснижаемыми социальными мандатами в размере 4% ВВП. Это очень много, в абсолютном выражении речь идет о дополнительной сумме, приближающейся к сотне миллиардов долларов (для сравнения можно напомнить, что в 1999 году вообще все ресурсы федерального бюджета составляли лишь пятую часть этой социальной прибавки — 20 млрд долларов). И не только за счет пенсионеров — они дали лишь примерно две трети прироста социальных выплат. Остальная треть пошла на увеличение пособий и иных платежей населению.

Из-за этого социального крена бюджетный профицит уже никогда не будет таким, как раньше. Напомним, что максимальная цифра профицита всей бюджетной системы России (с учетом внебюджетных фондов) пришлась на 2005–2006 годы и составила 8,1–8,4% ВВП при профиците федерального бюджета 7,5% ВВП. И это хорошо: Россия не может и не должна жить по принципам использования нефтяных доходов, списанным с Кувейта и даже с Норвегии, хотя там и есть чему поучиться.

Отдали долги старикам

Выправление перекосов, накапливавшихся в социальной политике, назревало в любом случае. Соотношение средней пенсии и зарплаты, так называемый коэффициент замещения, упало к 2006 году по сравнению с советским уровнем в 1,4 раза на фоне грандиозного бюджетного профицита того времени и требовало исправления. Возможно, в более спокойной обстановке индексация могла быть проведена не столь механическим способом. Например, ее можно было совместить с увеличением дифференциации пенсий по возрасту пенсионеров, что в итоге могло бы снизить нагрузку на расходную часть бюджета при большем социальном эффекте. В условиях же кризисного падения совокупного спроса общий рост социальных расходов был предложен еще и как мера по его стимулированию. Однако в этом качестве он был не вполне эффективен. С одной стороны, спрос на товары и услуги, потребляемые в основном пенсионерами, и так не падал. А с другой стороны, этот прирост совокупного спроса вышел за пределы кризисного периода. Обычно так не делается, и для подобного стимулирования применяются импульсные, обратимые повышения располагаемых доходов на период кризиса, из которых можно «выйти» по мере восстановления совокупного спроса. Но как бы ни расценивать проведенную индексацию пенсий и пособий, стоит отметить, что в нынешнем году дополнительного увеличения социальных обязательств правительства (в отношении ВВП и суммарных доходов бюджета) уже не было.

Остальные антикризисные расходы проходили по статье «на экономику» и были вполне разумными. То есть по влиянию на совокупный спрос они носили разовый, импульсный характер и были свернуты по

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (781) 5 декабря 2011
    Выборы Госдумы
    Содержание:
    Выбрали место для дискуссий

    Думская избирательная кампания оказалась содержательной. И сделали ее такой не партии, а избиратели, проголосовавшие за конкурентный парламент

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама