Впередсмотрящий, а потому живучий

Русский бизнес
Москва, 05.12.2011
Двадцать лет назад был создан «ЛУКойл». Он пережил развал СССР, приватизацию и залоговые аукционы, неоднократно менял стратегию развития, но до сих пор остается лидером российского рынка по всем направлениям деятельности и даже обрел черты транснационального нефтяного мейджора

Фото: ИТАР-ТАСС

Если и есть в России такое частное предприятие, которое без оговорок можно привести как пример удачности экономических реформ последних двух десятилетий, так это «ЛУКойл». В отличие от страны в целом, время от времени спотыкавшейся на экономических экспериментах, путь этой частной компании оказался куда более эффективным. Она — такое же детище постсоветских реформ, как приватизация или ваучер, но только без устойчивых отрицательных ассоциаций. Пусть мы и не создали пока своего айфона, мерседеса и сникерса, не пришел еще черед. Зато у нас есть «ЛУКойл», частная структура, которая смогла достичь мировых масштабов, вплотную приблизившись к статусу транснационального мейджора. Из нефтяных компаний это не удалось больше никому. Одни пали жертвой политической борьбы, других поглотили госмонополии, кто-то не вышел за пределы своего региона, а кто-то, словно окуклившись, замкнулся в себе, не инвестирует и копит деньги на неведомое.

В чем секрет устойчивости «ЛУКойла» к экономическим и политическим потрясениям, почему ему всегда удается извлекать выгоду из любой конъюнктуры рынков, будь то спрос на нефть и бензин, или на внутренние инвестиции, или на патриотизм? Ответ на этот вопрос, как нам кажется, прост. По-видимому, у компании правильное долгосрочное видение своего развития, выработанное еще много лет назад, что делает ее адаптацию к изменяющимся внешним условиям достаточно легкой. Немногие предприятия в России могут похвастаться такой последовательностью и целеустремленностью. Поэтому, когда аналитики инвестиционных банков, жалуясь на падение добычи «ЛУКойла», утверждают, что, мол, рост добычи «ЛУКойла» в будущем под большим вопросом, мы в это не верим. Конечно, нам всегда хотелось перенести свои ощущения в область рационального знания. Но для этого мало видеть цифры в квартальных корпоративных отчетах и на лукойловском сайте — надо прочувствовать компанию «изнутри», ощутить ее вовлеченность в рыночное противоборство. Самый эффективный способ сделать это — обстоятельно пообщаться с топ-менеджерами. «ЛУКойл» — это ведь не только известный всем Вагит Алекперов, сегодня компания — это целая команда активно работающих на всех рынках управленцев. Но вот до некоторых из них журналистам добраться всегда было непросто. Мы пытались не один год и не один раз, правда. И вот несколько недель назад в «ЛУКойле» пошли нам навстречу и предоставили возможность на эксклюзивных условиях поговорить с ключевыми руководителями компании.

Теперь мы точно знаем, что аналитики, не верящие в рост добычи «ЛУКойла», неправы, и знаем почему.

Дитя нефтяных генералов

Нам всегда было интересно: как так получилось, что первую вертикально интегрированную нефтяную компанию в России создал именно Алекперов? Традиционная ссылка на то, что он был замминистра нефтегазовой промышленности СССР, вот и «состряпал» себе активчик, не кажется убедительной. Понятно же, что административным ресурсом наверняка обладал не он один — у кого-то ресурс был и помощнее.

Своим днем рождения «ЛУКойл» называе

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (781) 5 декабря 2011
    Выборы Госдумы
    Содержание:
    Выбрали место для дискуссий

    Думская избирательная кампания оказалась содержательной. И сделали ее такой не партии, а избиратели, проголосовавшие за конкурентный парламент

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама