Российский автомобильный рынок продемонстрировал очередной скачок: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев текущего года он вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 2,4 млн единиц. Предполагается, что по итогам года общие продажи новых легковых автомобилей достигнут 2,6 млн штук, что на 37% больше, чем в 2010 году.
Столь бурного роста продаж автомобилей в России не ожидал никто. Еще в начале текущего года АЕБ прогнозировала, что после кризиса рынок будет оживать медленно (напомним, что в 2009 году он рухнул наполовину), а по итогам 2011 года продажи едва превысят 2,2 млн единиц.
Тем не менее россияне охотно покупали новые машины. Объясняется это прежде всего отложенным спросом: в кризис многие предпочли не совершать такой крупной покупки. Сработала и государственная программа утилизации. Наконец, полностью восстановились финансовые институты, а с ними — кредитные схемы, причем зачастую с субсидированием кредитных ставок при участии как государства, так и самих автопроизводителей.
Интересно, что, несмотря на столь выдающиеся показатели, наблюдатели дают весьма осторожные прогнозы развития авторынка в следующем году: по мнению АЕБ, он вырастет менее чем на 8%. Маркетологи считают, что отложенный спрос в 2012 году будет исчерпан, и еще неизвестно, не накроет ли мировой рынок новая волна рецессии.
Что касается игроков российского авторынка, то традиционно на нем продолжает лидировать AвтоВАЗ, продажи которого, впрочем, сейчас серьезно пошатнулись: в ноябре они снизились на 17%, а период январь—ноябрь текущего года предприятие закончило с приростом гораздо ниже среднерыночного — 13% (535 тыс. штук). Руководство АвтоВАЗа заявляет, что падение спроса в конце года было прогнозируемым, так как оно связано со снижением продаж «классики» — самых дешевых моделей, покупать которые стали гораздо меньше после окончания государственной утилизационной программы.
Среди иномарок в России лидирует Chevrolet (157 тыс., прирост за 11 месяцев 51%), однако интрига года в том, сумеет ли эта марка устоять под натиском корейских автопроизводителей, прежде всего Hyundai (147 тыс., прирост 89%) и Kia (142 тыс., прирост 47%).