IPO уже не роскошь

Русский бизнес
Москва, 12.12.2011
«Эксперт» №49 (782)

С 2004 года в России проведено 134 размещения на общую сумму 66 млрд долларов. Число компаний, готовящихся к IPO, тоже перевалило за сотню. Заявки на IPO стали чуть ли не рутиной в новостном потоке. О некоторых из них мы даже слыхом не слыхивали. К примеру, мало кто знает что-нибудь о публичном размещении акций компании «Шуйская гармонь» или об IPO российской сети пиццерий «Папа Джонс», разместившей свои акции на бирже в Берлине. При этом IPO продолжает окружать ореол элитарности и эксклюзива, хотя уже не всегда это так.

Раньше считалось, что капитализация для размещения на западной бирже должна быть не менее миллиарда долларов, а в России — не менее 200 млн долларов. Подготовка к IPO вещь дорогая. Для удачного размещения нужно показать инвесторам эффективную структуру компании, нужна аудированная отчетность по МСФО за последние три года. Необходимо также цивилизованное корпоративное управление — в компании должны быть работоспособный совет директоров, специализированные комитеты при нем, служба внутреннего аудита и так далее. Все это сильно отягощает бюджет и отвлекает ресурсы бизнеса.

Но с недавних пор для компаний средней и малой капитализации в России и за рубежом появились площадки, которые дают возможность получить доступ к квалифицированным инвесторам без этих сложностей, на упрощенных условиях. В частности, есть секция «Рынок инноваций и инвестиций» на ММВБ, где на IPO выходят фирмы с капитализацией всего лишь в несколько десятков миллионов долларов. И тем не менее авторы комментируемой статьи правы: не всякий идет на продажу акционерного капитала. Этот инструмент доступен лишь для тех, кто для него созрел. И в этом смысле IPO привносят даже некий цивилизационный потенциал в нашу страну. Но не всегда.

В последнее время, если мы говорим о российском рынке, инвестор стал чаще терять, если он входит в бумаги на стадии IPO, чем выигрывать. Примеров таких множество. И в этом участники рынка винят тех, кто атрибуты цивилизованного акционерного общества привносит в свой бизнес лишь в качестве декораций. В данном случае преследуется одна цель — частичный или полный выход из бизнеса. Обычно так бывает, когда мажоритарный акционер видит потолок своего бизнеса, устав или исчерпав себя выработкой перспектив.

Представленная авторами картина, что, мол, IPO нужно для имиджа и проч., объективна. Деньги на инвестиции бенефициарам российских IPO действительно были не так уж необходимы. Если они и были нужны, то либо на личные нужды мажоритария, либо для компании, чтобы проводить дальнейшую консолидацию в дешевой отрасли. Это была спекулятивная стратегия, а не созидательная.

Так исторически сложилось, что у нас оказался большой запас прочности по инфраструктуре и индустриальным активам. Большинство фабрик, заводов и даже зданий супермаркетов у нас в стране были построены еще во времена СССР. Неудивительно, что капиталоемких проектов, да еще в условиях российских рисков, у нас было осуществлено крайне мало.

В то же время сторонние инвесторы ради драйва и пер

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (782) 12 декабря 2011
    Выборы
    Содержание:
    Тяжелый шестой созыв

    Граждане России хотят участвовать в политике — таков первый урок думских выборов. Политическая система не приспособлена для участия — урок второй. В следующие пять лет нам предстоит разрешить это противоречие

    Разное
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама