Новая Европа для Меркози

Международный бизнес
Москва, 12.12.2011
«Эксперт» №49 (782)
Перед лицом экономического кризиса Германия предлагает ЕС трансформацию из союза государств в союзное государство. Европейцы предложение восприняли скептически

Фото: AP

Семнадцать государств еврозоны должны снова завоевать доверие. «Я верю в то, что с помощью сегодняшнего решения это удастся», канцлер Германии Ангела Меркель, выступая утром в пятницу, 9 декабря, на саммите в Брюсселе, делала хорошую мину при плохой игре. Несмотря на долгие и тяжелые переговоры, а также на полную поддержку со стороны президента Франции Николя Саркози (последние недели германо-французский тандем так часто един во мнении, что получил даже прозвище Меркози), немецкому лидеру долго не удавалось сломить сопротивление четырех стран Евросоюза — Великобритании, Венгрии, Чехии и Швеции.

Согласованный с французами немецкий план представлял самые радикальные предложения по выходу из экономического кризиса, которые до сих пор выдвигались европейскими политиками. Больше экономить, больше работать и больше подчиняться Брюсселю — именно так следует понимать слова Меркель о том, что европейцам требуется «больше Европы». Европейским странам, много лет подряд нарушавшим Маастрихтский договор, Меркель предлагает систему жестких и, главное, автоматических санкций за нарушение норм Пакта стабильности. Проштрафившиеся члены еврозоны также должны смириться с тем, что их бюджеты будут проходить одобрение в высших европейских инстанциях. При этом данные нормы в идеале должны распространяться не только на государства еврозоны, но и по возможности на весь Евросоюз. Недаром немецкие чиновники предпочитают говорить о том, что их план разработан не для 17 стран, а для формата «17+».

В пятницу, однако, стало ясно, что планы Меркель поддержаны не всеми членами Евросоюза. С предложениями канцлера согласились 17 стран еврозоны, а также девять не входящих в валютный союз членов ЕС (включая присоединившуюся к ЕС прямо на саммите Хорватию). Четыре не входящих в еврозону государства, возглавляемые Великобританией, вначале были против, но в итоге несгибаемым осталася только Лондон. «Моя страна заинтересована в стабильности еврозоны, но не будет делать то, что идет вразрез с ее интересами», — заявил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон.

Именно масштабность плана Меркель является его ключевой характеристикой. По замыслу германо-французского тандема новые правила финансово-политической игры в Европе должны быть сначала одобрены главами государств ЕС, а затем обязательно переданы на ратификацию в каждую конкретную страну и подтверждены там в соответствии с национальными законодательствами. Такой процесс может быть долгим, а результат — негарантированным. Вспомним хотя бы, как два месяца назад Словакия чуть не сорвала процесс ратификации договора об увеличении объема европейского стабфонда, потеряв в процессе парламентского кризиса правительство. Однако только так договор, существенно сокращающий сферу политико-финансового суверенитета национальных государств, имеет шанс оказаться легитимным в глазах европейцев, почти потерявших симпатии к единой Европе. С 2007 года доля граждан ЕС, полагающих, что членство в союзе принесло их стране выгоду, упала с 59 до 40%.

«Нам нуж

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (782) 12 декабря 2011
    Выборы
    Содержание:
    Тяжелый шестой созыв

    Граждане России хотят участвовать в политике — таков первый урок думских выборов. Политическая система не приспособлена для участия — урок второй. В следующие пять лет нам предстоит разрешить это противоречие

    Разное
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама