Куда податься лидерам

Лидеры российской реальной экономики, оставив попытки экстенсивного расширения бизнеса за счет слияний и поглощений, начали строить новые и модернизировать старые индустриальные объекты по всей стране и почти во всех отраслях. Не происходит этого лишь в наиболее конкурентном потребительском сегменте

Фото: Андрей Виньков

Основной костяк компаний — лидеров реальной российской экономики сформировался к 2005–2006 году. С той поры структура этого списка, по сути, не менялась. Русский бизнес прошел несколько витков своего развития и в какой-то момент перестал качественно и содержательно расти, —  развившись до такого уровня, когда дальнейший горизонтальный рост за счет слияний и поглощений оказался невозможным или неэффективным. В отсутствие иных альтернатив лидеры реальной экономики нашей страны запустили модернизационную и инвестиционную волны. К этому выводу мы пришли, проанализировав две выборки в рамках двух изысканий медиахолдинга «Эксперт»: совместного с авиакомпанией «Волга-Днепр» исследования «Национальные лидеры реальной экономики России» и традиционного, уже ежеквартального, инвестиционного обзора, публикуемого нашим журналом. Какого качества оказались эти инвестиционные процессы? Это мы попробуем проанализировать в данной статье.

Лидеры реальной экономики

Для начала поясним, кого же мы называем национальными лидерами реальной экономики.

Во-первых, мы ограничили свой выбор компаниями, представляющими реальные сектора экономики, взятыми из рейтинга «Эксперт-400». В нашем понимании это сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность, электроэнергетика, строительство и транспорт. Их продукцию и услуги можно «пощупать», сравнить с зарубежными аналогами по качеству и цене, понять их экспортный потенциал. Мы не исследовали компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, бизнесом в области здравоохранения и образования, банковскую и финансовую сферы.

Во-вторых, если мы говорим о национальном бизнесе, то он должен быть с российскими корнями и акционерами. Недавно проданный российскими собственниками и вошедший в Unilever парфюмерно-косметический концерн «Калина» до недавних пор мог претендовать на звание национального лидера реальной экономики России. Теперь он не входит в наш список.

В-третьих, в нашу выборку попали только те компании, которые присутствуют на зарубежных рынках, либо экспортируя туда свою продукцию, либо имея там собственные производства. Ведь какой же это национальный лидер, если он не мечтает стать лидером мировым и ничего не предпринимает для этого?

В-четвертых, компания должна быть лидером или в числе лидеров в своей отрасли в России. Другими словами, если компания находится на вторых-третьих ролях в своей стране, на своем рынке, то ей сложно претендовать на роль транснациональной корпорации. К примеру, в число наших лидеров реальной экономики попала «Северсталь», но не попал Ашинский металлургический завод.

В дополнение к этому мы включили в число таких компаний те, у которых было явное уникальное конкурентное преимущество перед остальными игроками в своей отрасли. В число национальных лидеров реальной экономики мы также включили динамичные компании среднего сегмента (не входящие в «Эксперт-400», но при этом соответствующие всем перечисленным выше критериям).

Таких компаний мы насчитали примерно три с половиной сотни. Прич

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (785) 16 января 2012
    Политические перспективы
    Содержание:
    Истерически возвышенный постмодерн

    Составляющие ядро декабрьских протестных митингов люди важны для развития политической системы страны. Но опираться на них нельзя. Движущую силу развития надо искать в более приземленных слоях

    Реклама