Рожденные кризисом

Екатерина Шохина
16 января 2012, 00:00

С 2009 года в России начал формироваться новый бизнес, имеющий предпосылки для динамичного долгосрочного роста. Посткризисное время стало временем экономии. И те, кто придумал максимально эффективный и экономичный бизнес, смогли создать успешные и интересные для потребителей и инвесторов проекты

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
Те, кто придумал максимально эффективный и экономичный бизнес, смогли создать успешные и интересные для потребителей и инвесторов проекты

Кризис 2008 года не обновил российскую экономику, инвестиции заморожены, а капитал бежит из России; новых бизнес-идей практически нет, реальный сектор близок к стагнации» — за последний год столь пессимистичные заявления можно было регулярно слышать из уст многих экономистов. Чиновники, хвастаясь положительными макроэкономическими показателями, тоже признавали вялость в индустрии и бизнес-проектах.

Усомниться в столь безрадостной картине «Эксперту» удалось благодаря удачной находке — продавцу молочных продуктов компании «Избенка», рожденной в разгар кризиса (в феврале 2009 года) и сумевшей за 11 месяцев с начала старта проекта выйти на операционную безубыточность, а затем ежегодно кратно увеличивать свою выручку (оборот за 2010 год составил 4 млн долларов, а за 2011-й уже 20 млн).

Корреспондент журнала «Эксперт» обнаружил «Избенку» случайно, когда долгое время безрезультатно пытался найти в магазинах свежий кефир и ацидофилин. Статья о новой быстрорастущей компании, занявшей пустующую нишу, послужила поводом для поиска других компаний, появившихся в посткризисное время. Так осенью 2011 года в медиахолдинге «Эксперт» стартовал проект «Новый бизнес».

Бизнес для экономии

Чем же занимаются новые русские компании? В каких отраслях экономики находят они свободные ниши, за счет чего растут и развиваются?

Информацию о новых компаниях корреспонденты «Эксперта» в течение трех месяцев получали всеми доступными способами: из рассказов предпринимателей, собственных наблюдений, исследований, которые проводят научные институты и вузы, а также напрямую из писем, присылаемых представителями бизнеса в  «Эксперт» по нашей просьбе (баннер с призывом делиться своими бизнес-историями размещен на сайте «Эксперт Online»).

Сейчас в базе данных «Эксперта» уже собрано более 20 бизнес-кейсов компаний, которым от нескольких месяцев до двух (максимум трех) лет; большинство из них — интернет-стартапы.

Гендиректор компании «Избенка» Андрей Кривенко expert_785_054-2.jpg
Гендиректор компании «Избенка» Андрей Кривенко

Пожалуй, главное экономическое новшество посткризисного предпринимательства — превращение интернета в массовое явление и бизнес, буквально изменившее образ жизни целых социальных слоев. Однако интернет не суть, а лишь инструмент максимально эффективных бизнес-инвестиций нынешнего времени. Наряду с интернет-компаниями мы встречали и вполне традиционные новые бизнесы, отличительной чертой которых можно назвать максимальную экономичность. Тут стоит, пожалуй, сказать главное. Посткризисное время стало временем экономии. И те, кто придумал максимально экономичный для себя и своих клиентов бизнес, смогли создать компании, оказавшиеся успешными и интересными для потребителей и инвесторов. Коротко основной посткризисный тренд можно обозначить одним словом: экономичность.

Компания «Избенка» за год увеличила выручку в пять раз expert_785_054-1.jpg
Компания «Избенка» за год увеличила выручку в пять раз

Так, например, компания Айzmedia, первой выведшая на российский рынок новый вид рекламоносителя — видеостены, позволила рекламодателям в два раза снизить расходы и многократно увеличить отдачу от вложенных денег. «Видеостены расположены в хороших просматриваемых зонах, — поясняет старший менеджер по маркетингу Gap и Banana Republic Ольга Мягкая. — Цена месяца рекламы на видеостене примерно сравнима с двухнедельным размещением на статичных носителях, которые предлагают сами торговые центры. То есть эта реклама обходится нам примерно в два раза дешевле».

«Время, когда рекламные бюджеты пухли, реклама давалась везде с запасом прошло в конце 2008 года. Сейчас на каждую вложенную копейку рекламодатели хотят получить максимальный доход. Видеостены в ТРЦ обладают рядом преимуществ — их видят люди, уже мотивированные на покупку (иначе не пришли бы туда), они имеют в среднем достаточно высокие доходы и подходят по другим критериям — возрасту, социальному положению», — пояснили нам в одном из рекламных агентств.

Другой пример — компания TravelRent, первый в России онлайн-сервис, позволяющий бронировать частное жилье для отдыха, путешествий и командировок по всему миру. Онлайн-бронирование частного жилья позволяет максимально экономно путешествовать, что и дает основания верить в успех проекта, которому всего три месяца (по словам гендиректора компании Станислава Фролова, уже через месяц после запуска проекта база данных сайта насчитывала примерно 10 тыс. объектов по всей России и стала расти в геометрической прогрессии). Согласно недавно проведенным опросам Rambler, 57% респондентов предпочитают путешествовать самостоятельно (не по готовым турам), а рынок самостоятельного туризма удваивается ежегодно.

«Вне всякого сомнения, число туристов, прибегающих к турагентствам и туроператорам офлайн, сокращается в пользу онлайна. Объемы продаж турпакетов очень быстро уменьшаются», — подтвердил в беседе с «Экспертом» специалист по туризму на Ближнем Востоке Георгий Леонтьев.

При этом, отмечает он, наиболее эффективное решение — предложить туристу онлайн-услуги именно по России. Международные порталы имеют достаточно большую базу отелей, апартаментов, авиабилетов по всему миру и адаптированы к клиентам из разных стран — например, дают полный перевод сайта на русский язык. Но до сих пор на рынке не было онлайн-портала, который предлагал бы широкую базу данных по бронированию в нашей стране. В иностранных базах есть некоторое количество предложений, но их крайне мало и в основном они относятся к Москве и Санкт-Петербургу.

Еще один пример — компания TopDelivery, организовавшая успешный логистический бизнес-проект. Служба доставки TopDelivery работает с небольшими интернет-магазинами, у которых нет средств для организации собственной курьерской службы и пунктов самовывоза в каждом регионе, и дает им возможность серьезно экономить, отказываясь от дорогостоящих услуг «Почты России».

Ниши и тренды

Изученные нами бизнес-кейсы дают возможность разделить стартапы на два вида: нишевые и трендовые проекты.

Задача успешного нишевого стартапа  — найти уже имеющуюся, но незанятую нишу, и стать в ней лидером. Примеры таких проектов: та же «Избенка», сделавшая ставку на свободную рыночную нишу — продажу молочных продуктов в день их изготовления, компания TravelRent — первый в России онлайн-сервис бронирования жилья, а также компания «Мастерфайбр» — производитель резиновых безопасных покрытий для детских и спортивных площадок, стадионов, кортов и бассейнов (основой для их производства служит резиновая крошка из отработанных покрышек).

Гендиректор компании AЙZMEDIA Дмитрий Куркович expert_785_055-1.jpg Фото: Марина Кузнецова
Гендиректор компании AЙZMEDIA Дмитрий Куркович
Фото: Марина Кузнецова

Трендовые стартапы базируются на использовании новых идей. Эти идеи возникают из представлений о дальнейшем развитии общества и интернета. Здесь важно правильно спрогнозировать всплеск интереса, оценить риски и быть первым. К такого рода идеям можно отнести, например, проект TopDelivery. «Фишкой» своей логистической службы создатели компании Кирилл Ягодкин и Глеб Никулин решили сделать единую стоимость доставки для всех регионов в рамках одного интернет-магазина. «Обычно в разделе “Доставка” магазины вывешивают длинную и неудобную таблицу, где покупатель должен найти свой регион и таким образом узнать цену, — рассказывает Никулин. — Эту таблицу составляет компания, которая развозит их товары, и они просто загружают ее на сайт. Для пользователя это неудобно. Гораздо выигрышнее вариант, когда цена едина для всех и обозначена крупно на видном месте. Эта четкость, кстати, дополнительно стимулирует к покупке».

Компания AЙZMEDIA вывела на рынок новый вид рекламоносителя — видеостены expert_785_054-3.jpg Фото: Вадим Косарев
Компания AЙZMEDIA вывела на рынок новый вид рекламоносителя — видеостены
Фото: Вадим Косарев

Ничего лишнего

Слово «экономичность» для компаний «нового бизнеса» характеризует не только предлагаемую ими продукцию или услугу, но и их собственную жизнедеятельность.

«Эффективный стартапер должен быть голодным. Иначе он начнет покупать беговые дорожки в офис и заниматься другими, не относящимися к делу вещами. Первоначальная ограниченность в средствах заставила нас продумывать и выверять каждый шаг, что позволило нам избежать очень многих ошибок», — говорит Станислав Сажин, один из создателей профессиональной интернет-сети для врачей «Доктор на работе» (площадка для общения врачей и фармацевтов по всей России). Его слова можно, пожалуй, вложить в уста всех представителей нового бизнес-формата.

Рожденные в условиях дефицита ликвидности новые бизнесы устроены максимально экономично и эффективно. Первоначальные инвестиции в проект в среднем составляют несколько миллионов рублей и, как правило, привлекаются из собственных средств создателей бизнеса, которые следят за каждой потраченной копейкой и инвестируют только в то, во что инвестировать действительно необходимо.

Вот несколько примеров.

Гендиректор компании «Мастерфайбр» Игорь Устюжанин expert_785_055-3.jpg
Гендиректор компании «Мастерфайбр» Игорь Устюжанин

Первоначальные вложения в проект «Доктор на работе» партнеры Андрей Перфильев, Станислав Сажин и Илья Куприянов сделали из собственных средств — порядка 500 тыс. рублей, которые пошли на разработку сайта.

Уже после того, как проект набрал первые несколько тысяч пользователей, создателям сайта удалось привлечь дополнительные инвестиции. Из них 90% ушло на продвижение в интернете. «По нашим данным, сейчас около 300 тысяч врачей активно пользуются сетью, — рассказывает Сажин. — Мы решили, что распыляться на офлайн-продвижение неэффективно. Нужно сначала привлечь тех активных пользователей-медиков, которые уже есть в интернете».

Компании «Мастерфайбр» удалось создать максимально практичную и экономичную продукцию expert_785_055-2.jpg
Компании «Мастерфайбр» удалось создать максимально практичную и экономичную продукцию

Сейчас «Доктор на работе» окупает 50% расходов в месяц. К весне планируется выйти на полную самоокупаемость.

Инвестиции в покупку оборудования и налаживание производственной цепочки в компании «Мастерфайбр» составили около 3 млн рублей. Деньги шли лишь на самое необходимое — основные компоненты для производства покрытий: резиновую крошку, клей и краситель. На объект материалы привозились в мешках, само покрытие делалось непосредственно на месте, за счет чего удавалось свести себестоимость производства к возможному минимуму. Сырье — саму резиновую крошку — «Мастерфайбр» стал закупать у нескольких российских заводов, которые занимаются переработкой шин и в силу отсутствия конкурентного спроса продают ее очень дешево.

Первоначальные вложения в «Избенку» — около 10 млн рублей. При этом выход на операционную безубыточность был достигнут менее чем за год — в декабре 2009 года (проект стартовал в феврале 2009-го)

В компании платят за качество продукции, но экономят на красоте. Упаковка для продукции очень простая — белые коробки «Пюр Пак» с молоком и кефиром, пластиковые стаканы со всем остальным. Без рисунков и лишних слов — только необходимая информация мелким шрифтом. «Такая упаковка была выбрана не только из экономии средств, но и для того, чтобы подчеркнуть: внутри просто молочный продукт, ничего лишнего», — говорит гендиректор «Избенки» Андрей Кривенко.

Идеи под ногами

Нынешние стартапы возникают по большей части из энтузиазма их создателей и благоприятного стечения обстоятельств. Тем не менее можно выделить несколько закономерностей, прослеживаемых  во всех новых проектах.

Практически каждый предприниматель в разговоре с «Экспертом» рассказал, как столкнулся в России с отсутствием той или иной необходимой ему услуги или продукции «на собственной шкуре», что и послужило толчком к созданию бизнеса.

Гендиректор компании TravelRent Станислав Федоров expert_785_059-1.jpg Фото: Марина Кузнецова
Гендиректор компании TravelRent Станислав Федоров
Фото: Марина Кузнецова

Так, идея создания проекта онлайн-бронирования жилья Станиславу Фролову пришла в голову несколько лет назад во время путешествия по Европе. Он путешествовал «дикарем» на машине и останавливался в частных домах и апартаментах, которые бронировал на французском сайте. Тогда Станислав задался вопросом: а почему в России нет подобного специализированного единого сервиса для поиска частного жилья по всей России, и не только?

 «Я работал в одном из небольших интернет-магазинов со средним чеком 1500 рублей, — вспоминает создатель службы доставки TopDelivery Глеб Никулин. — Доставка в регионы у нас шла через “Почту России” — в среднем это один месяц, и никаких гарантий, что заказ привезут в надлежащем состоянии. Экспресс-доставка обходилась слишком дорого — до половины стоимости заказа. К тому же у многих людей было недоверие и нежелание платить наложенными платежами через Сбербанк. Так возникла идея создания нашей компании».

Компания TravelRent — первый в России онлайн-сервис бронирования жилья expert_785_058.jpg Фото: Zerkalo/ Photoxpress.ru
Компания TravelRent — первый в России онлайн-сервис бронирования жилья
Фото: Zerkalo/ Photoxpress.ru

Идея продавать свежие молочные продукты у Андрея Кривенко зародилась года три назад, в обычном магазине, у полок с кефиром и йогуртом с месячным сроком годности и двухнедельным сроком давности — покупать такие продукты маленькому сыну у него не поднималась рука. Опыта предпринимательства у Кривенко не было, зато был опыт работы финансовым директором в крупных потребительских корпорациях. «Если очень постараться, в Москве можно найти вкусные и натуральные молочные продукты. Например, у рязанских фермеров есть такая схема — арендовать на шесть-семь дворов (в каждом три-четыре коровы) одну точку на московском рынке и по очереди привозить свои продукты, распределив дни. На одной такой точке я и покупал продукты для семьи — очень вкусный творог, сметану, масло. Правда, все делается из непастеризованного молока, творог и сметана на развес, одними и теми же руками отсчитываются деньги — в общем, однажды мы сильно отравились. Стало понятно, что если заниматься поставкой натуральной молочной продукции в магазины, то это должна быть только пастеризованная упакованная продукция, производитель должен иметь сертификат соответствия (выдается санэпидемстанцией), а не просто справку от ветеринара», — говорит г-н Кривенко. С этой идеи он и начал свой бизнес, пригласив в партнеры технолога молочного производства кандидата биологических наук Дмитрия Козырева.

Лояльность и амбиции

Другие характерные особенности «нового бизнеса» — четкая бизнес-модель (понимание, что именно в проекте будет приносить доход, и разработка новых способов монетизации пользователей), простой путь решения проблемы потребителя, гибкость в отношениях с клиентами, работа в узкой нише и нацеленность на максимальный результат — стать на рынке игроком номер один.

Гендиректор компании «Доктор на работе» Станислав Сажин expert_785_059-3.jpg Фото: Лариса Шанкина
Гендиректор компании «Доктор на работе» Станислав Сажин
Фото: Лариса Шанкина

Вот как описывает пути поиска верной бизнес-модели создатель сети «Доктор на работе» Станислав Сажин: «Первоначальная бизнес-модель этого проекта оказалась ошибочной. Мы думали, что будем получать прибыль таким же способом, как другие интернет-ресурсы. Думали, что фармкомпании будут с готовностью платить нам за рекламу, а врачи будут покорно впитывать все рекламные сообщения. Мы ошибались». Фармкомпании очень консервативны в выборе рекламных стратегий. Как правило, они используют три способа продвижения — работа через медицинских представителей, реклама в фармацевтических журналах и реклама на конференциях. Внедрить новый способ оказалось очень сложно. «Фактически нам пришлось создавать этот рекламный рынок с нуля», — рассказывает Сажин.

В пользу проекта сыграл запрет на рекламу лекарственных препаратов в общедоступных соцсетях. Для того чтобы попасть в «Доктор на работе», нужно пройти двухуровневую авторизацию, причем на втором шаге нужно ввести номер диплома — специалист из ДНР потом связывается с вузом и уточняет, был ли на самом деле такой выпускник. Поэтому для рекламы лекарств в интернете ДНР стал одной из немногих возможных площадок.

Экономность позволила компании «Доктор на работе» добиться максимальной эффективности инвестиций expert_785_059-2.jpg
Экономность позволила компании «Доктор на работе» добиться максимальной эффективности инвестиций

В итоге Сажин с партнерами разработал для ДНР три специфических рекламных продукта, которые пришлись по душе фармкомпаниям. Первый — участие в опросах и исследованиях от фармкомпаний. Второй — конкурсы, акции и рецензии специалистов на тот или иной препарат. Третий — онлайн CRM-система, которая позволяет работать персонально с каждым пользователем, ненавязчиво информируя его о фармацевтических новинках и спецпредложениях. Этот подход сработал: по словам Сажина, три из двадцати фармацевтических компаний, присутствующих на российском рынке, уже сотрудничают с ДНР.

Большинство опрошенных «Экспертом» клиентов «новых» компаний в качестве одной из главных причин сотрудничества с ними называли умение понимать и адаптироваться к нуждам клиента, быть с клиентом заодно.

«В отличие от других компаний TopDelivery очень оперативно решает все проблемы, — рассказала менеджер интернет-магазина “Экспедиция” Ольга Флакова. — Другие компании, например, не позволяют нам вносить корректировки в заявку после того, как мы ее подали. TopDelivery идет нам навстречу и вносит нужные изменения. Возможно, это преимущество именно небольших компаний, которые дорожат всеми клиентами, но работать с ними действительно приятно».

«Практически все, что мы делаем, происходит с подачи клиентов: расширяем ассортимент, меняем в нем позиции, — объясняет свою политику гендиректор “Избенки” Андрей Кривенко. —. Например, мы отказались от творожной массы с изюмом, потому что, как ни перебирай его, все равно попадаются камни, и даже был один случай, когда человек сломал себе зуб. Сегодня ассортимент состоит из 35 продуктов, из последних новинок — фруктово-ягодные йогурты, чуть раньше появились сыры».

Однако основной успех развития компании нового формата определяется наличием «глобальной» цели и амбициозностью. «Надо поставить четкую и решительную цель, идеальный случай — стать первым в своем сегменте рынка в мире, — убежден генеральный директор и совладелец компании TravelRent Станислав Фролов. — Рынок онлайн-бронирования в России (мини-гостиницы и квартиры) в 2010 году оценивался, по данным Ассоциации туроператоров России, в 1,5 миллиарда долларов, а через три-пять лет достигнет, по их же прогнозу, не менее 10 миллиардов. Наша цель — стать на этом рынке игроком номер один».

Не менее амбициозен и создатель уникальной программы для автоматизированного поиска и установки драйверов Driver Pack Solutions Артур Кузяков. В 2010 году оборот его компании составил скромные 70 тыс. долларов. В 2011-м Кузяков довел его уже до 500 тыс. При этом он заявляет, что инвесторы проекту не нужны, но остро необходим ментор — человек, который помог бы советом и связями и был бы заинтересован в развитии проекта не только из финансовых соображений.

И это только начало

По мнению директора по развитию венчурного фонда FastLaneVentures Татьяны Цветковой, наступивший год принесет немало новых интересных открытий в бизнес-проектах.

Она прогнозирует бум видеорекламы в интернете (в США в этом году уже был поставлен рекорд), развитие интегрированной рекламы на сайтах, построенной на вовлечении пользователя в коммуникацию, появление новых медицинских порталов, соцсетей, где пользователи смогут выставлять оценки врачам или записываться на прием в режиме онлайн.

«Вопрос с платежными системами остается открытым — если кто-то предложит рынку удобную платежную систему до того, как в Россию придет PayPal, он, скорее всего, заработает очень много денег», — предрекает Цветкова.

По ее словам, стоит также ожидать новых проектов в сфере облачных технологий, так как у пользователей становится все больше устройств — компьютеров, айпэдов, айфонов, прочих «планшетников» — и все это нужно как-то синхронизировать.

«В наступившем году мы увидим продолжение роста интернет-торговли: электронной торговли мебелью и товарами для дома (в прошлом росли продажи одежды и обуви). Возможно, будет развиваться сфера онлайн-образования», — прогнозирует Татьяна Цветкова.

В подготовке материала принимала участие Анастасия Якорева