Деловая конъюнктура

23 января 2012, 00:00

Потребительские настроения россиян улучшаются; Депозиты не поспевают за кредитами; «Русские иномарки» — застрельщики восстановления авторынка

Потребительские ожидания населения России заметно улучшились во второй половине прошлого года, обновив в конце года посткризисный максимум. Наиболее существенный сдвиг потребительских ожиданий в лучшую сторону произошел среди женщин и представителей старшей возрастной группы, что, по-видимому, надо связывать с заметно снизившейся продовольственной инфляцией.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается как композит из пяти составляющих: произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России; произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения; благоприятности условий для крупных покупок. Наиболее существенный вклад в улучшение потребительских ожиданий внесло повышение доли позитивных оценок изменений экономической ситуации за последний год, а также ожиданий ее дальнейших изменений в течение следующего года.

Любопытно, что сравнение ноябрьских замеров ИПУ в странах Европы (методика гармонизирована, что позволяет делать сопоставления) говорит о том, что потребительские настроения россиян гораздо более оптимистичны, чем в большинстве европейских стран (за исключением Германии и Скандинавии).

А вот деловые ожидания российских производственников к концу минувшего года заметно сникли после оживления в ноябре. Их уровень резко упал до минимальной с декабря 2008 года отметки. Совокупный индекс объемов производства, охватывающий обрабатывающие сектора и сферу услуг, тоже опустился за месяц до уровня ниже среднего за предыдущие 11 месяцев.

Фоном для этих не слишком благоприятных изменений в российской экономике стал возврат к росту глобальной обрабатывающей промышленности после четырехмесячного спада. При этом основным и почти единственным драйвером глобального экономического расширения в декабре были США.

Банк России обнародовал итоги работы банков на кредитном и депозитном рынках в прошлом году. Динамика кредитования существенно активизировалась — корпоративные кредиты выросли на 26% против 12% прироста в 2010 году. Еще более заметным стало ускорение роста потребительских кредитов — они выросли на 36% против 14% годом ранее. А вот приток средств населения в банковские вклады резко затормозился — с 31% в 2010 году до 21% в 2011-м. В результате такого рассогласования динамики кредитов и депозитов во втором полугодии банки начали испытывать существенные проблемы с ликвидностью, обострившиеся осенью в связи с наращиванием банками иностранных активов под влиянием высоких девальвационных ожиданий и долгового кризиса в еврозоне. В результате в третьем—четвертом кварталах резко выросли масштабы краткосрочного рефинансирования банковской системы со стороны сначала Минфина, а с октября — Банка России.

В минувшем году продажи новых легковых машин в России выросли до 58,9 млрд долларов — на 70% по сравнению с 2010 годом, о чем свидетельствуют данные PricewaterhouseCoopers. Рост числа проданных машин оказался более скромным — всего 40%, до 2,5 млн штук. Хотя объем рынка еще существенно ниже предкризисного максимума 2008 года, когда было продано 3175 тыс. новых автомобилей на общую сумму 69 млрд долларов, самый быстрорастущий сегмент рынка —иномарки российской сборки — преодолел результаты 2008 года еще в 2010-м, а по итогам прошлого года перекрыл уровни трехлетней давности вдвое.

Доля «русских иномарок» в натуральных продажах достигла уже 42% (1,04 млн штук), а в денежном выражении чуть меньше (40%). Напомним, еще в 2002 году доля этого сегмента не превышала 1%. Прогнозы динамики российского авторынка в наступившем году, сделанные PwC, довольно консервативны. Базовый вариант прогноза говорит о сокращении рынка в физическом выражении до 2,3 млн единиц, прежде всего за счет резкого сокращения продаж российских брендов — до 450 тыс. штук против 620 тыс. в минувшем году вследствие завершения государственной программы поддержки утилизации старых машин. Оптимистичный вариант прогноза предполагает четырехпроцентный рост рынка (до 2,6 млн единиц) при сохранении опережающей динамики (+11%) продаж «русских иномарок».