Спекуляция стратегического назначения

23 января 2012, 00:00
Фото: РИА Новости
Виктор Вексельберг уходит из энергетики в аэропорты

Группа компаний «Ренова» и «Газпром» намерены объединить свои активы в электроэнергетике и учредить гигантскую компанию с установленной мощностью 53 ГВт, что составляет 25% всех генерирующих мощностей России. Об этом на прошлой неделе договорились председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров и основной владелец «Реновы» Виктор Вексельберг. Соответствующую декларацию о намерениях стороны подписали еще в июле прошлого года, однако выйти на уровень сделки, которую планируется завершить до конца первого квартала 2012 года, удалось только сейчас.

Слияние планируется совершить на базе газпромовской «дочки» — «Газпром энергохолдинга». Планируется, что «Газпром» получит в капитале объединенной компании 75% минус одну акцию, а «Ренова» — 25% плюс одну акцию. Помимо этого «Газпром» должен будет заплатить «Ренове» денежную компенсацию, размер которой, по-видимому, и стал камнем преткновения в ходе длящихся уже полгода переговоров. Текущая рыночная стоимость пакетов акций компаний «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2 и ОГК-6 (энергоактивы «Газпрома») — порядка 3 млрд долларов, а капитализация ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7, ТГК-9 (энергоактивы «Реновы») — примерно 1,5 млрд, то есть вдвое меньше. Чтобы соотношение долей акционеров в объединенной компании было в пользу «Газпрома» не в пропорции 2:1, как следует из стоимости объединяемых бизнесов, а 3:1, нужно доплатить «Ренове» 400–500 млн долларов.

Федеральная антимонопольная служба, хотя и не раз высказывалась против этой сделки, на практике, видимо, даст разрешение на ее проведение, ограничившись прописыванием поведенческих условий для объединенной компании вместо запрета или жестких разделительных процедур. Дело в том, что сейчас электроэнергетика, ситуацию с ценами в которой лично контролирует премьер Владимир Путин, не сулит сверхприбылей, ради которых частный бизнес приходил в эту отрасль в 2006–2008 годах. Так что инвесторы, не являющиеся стратегическими, в спешке ее покидают. К таким инвесторам относится и «Ренова» — у компании практически нет крупных активов, в которых она была бы основным акционером (см. таблицу). К тому же деньги «Ренове» и Вексельбергу, похоже, срочно нужны для другой спекуляции, на этот раз в аэропортовом бизнесе. Виктору Вексельбергу принадлежат аэропорты в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, аэропорт Курумоч между Самарой и Тольятти. В модернизацию последнего он планирует вложить более 400 млн долларов. Кроме того, ходят слухи, что «Ренова» — один из основных претендентов на продаваемый аэропорт Домодедово, стоимость которого оценивается в сумму от 2 до 5 млрд долларов. После его продажи, возможно, произойдет объединение всех трех крупных московских аэропортов (Домодедово, Шереметьево, Внуково), и тогда у нового владельца Домодедово появится новый основной стратегический партнер — государство. А это прекрасно вписывается в стратегию Вексельберга — эффектно спекулировать на запросах государства.