Агент Тарин

Культура
Москва, 30.01.2012
«Эксперт» №4 (787)
В столичном Мультимедиа арт-музее открылась выставка «Тарин Саймон: фотографии и тексты»

Фото: Taryn Simon. Courtesy Gagosian Gallery

У Джулиана Ассанжа есть «двойник» в мире искусства — это фотограф Тарин Саймон. Пусть она не столь знаменита, как создатель WikiLeaks, однако в художественном сообществе Саймон уже давно звезда. Мировую известность ей принесла серия проектов-разоблачений: ошибки судебной системы в США, законодательные несуразности, попрание гражданских прав и гуманистических ценностей. Выставка в Мультимедиа арт-музее (ММАМ) открывает сокрытые от глаз рядового гражданина стороны американской жизни.

Почему белые тигры часто рождаются умственно отсталыми? Зачем американские адвокаты устраивают фальшивые судебные заседания, оплачивая услуги статистов? Где в США хранятся радиоактивные отходы? Тарин Саймон не просто фотографирует, она проводит настоящие расследования. Сначала изучает вопрос во всех подробностях. Порой на сбор материалов уходит несколько лет. Затем надо получить разрешения на съемку в труднодоступных для обычного человека местах, и на это тоже тратится немалое время. Саймон снимала в камере для смертников и в Институте крионики, но самым недосягаемым местом для нее оказался Диснейленд, директор которого отказался давать разрешение на съемку, чтобы не разрушать детям сказку. После проведения фотосессии к каждому снимку пишется объяснительный текст — без него фотографии Тарин превращаются в красивые минималистичные картинки, по которым трудно понять что к чему. В ее случае текст и фотография являются единым произведением искусства. Проекты Тарин настолько трудоемки, что на нее работает целый штат помощников. Дорогостоящие в производстве затеи поддерживает галерея Ларри Гагосяна, на сегодня самая могущественная в мире.

Свой первый проект Тарин сделала в 2002 году. Он называется «Невинов­ные». В ММАМ ему отведен целый зал. На фотографиях печальные мужчины, в основном афроамериканцы, с похожими историями жизни. Все они были несправедливо осуждены — а доказательством вины стали фотографии обвиняемых, которые показывали свидетелям. Невинов­ные провели много лет в тюрьме и были оправданы лишь на основании результатов тестов ДНК. Тарин фотографировала своих героев спустя много лет на месте совершения мнимого преступления; на месте, где они в тот момент находились на самом деле, либо на месте ареста. Самая пронзительная фотография — Ларри Мэйс, лежащий между матрасами в обшарпанной комнате. Здесь его арестовали по обвинению в ограблении и изнасиловании. Ларри провел в тюрьме 18 лет из присужденных ему 80. А вот седой мужчина с дредами укоризненно смотрит на зрителя, сидя на тележке в супермаркете, — Рональд Джонс тоже сфотографирован на месте ареста и был осужден по обвинению в ограблении и убийстве на смертную казнь. Рональд провел в тюрьме восемь лет.

Двуслойность, неразделимость текста и фотографии, — концептуальный прием Саймон. Тайна, которая скрывается за каждым на первый взгляд безобидным снимком, — это постоянный соблазн для зрителя, который, передвигаясь по выставке, находится в предвкушении все новых и новых разоблачений. Тарин «подсаживает» зрителя на

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (787) 30 января 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Самоопределение Путина

    Путин попытался найти срединную линию между разными взглядами на национальный вопрос так, чтобы эту линию могло поддержать большинство здесь и сейчас

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама