Банкротство по дешевке

Международный бизнес
Москва, 30.01.2012
«Эксперт» №4 (787)
В Германии обанкротилась крупнейшая сеть товаров для дома — Schlecker. Семейную компанию подвели излишняя страсть к оптимизации бюджета и безоглядная экспансия

Фото: Диана Жегло

Аршинные заголовки газет, паника в глазах сотрудников, злорадство комментаторов — банкротство крупнейшей немецкой сети магазинов бытовых товаров Schlecker застало Германию врасплох. Не каждый день в стране банкротится компания, дающая работу 30 тыс. сотрудников.

Заявление о начале процедуры банкротства владелец и основатель фирмы Антон Шлекер, обладатель состояния в 3,1 млрд долларов, подал в понедельник 23 января. Чуть раньше, на прошлых выходных, в немецких СМИ появились первые отчетливые сведения о невозможности Schlecker погасить текущие платежи. Вплоть до этого момента не только большинство поставщиков, но даже и ведущие менеджеры Schlecker не подозревали о том, насколько серьезны финансовые проблемы сети, специализирующейся на продаже разнообразных бытовых товаров от моющих средств, косметики, бытовой химии и товаров для детей до простейших продуктов питания и средств личной гигиены.

Между тем сторонние наблюдатели еще некоторое время назад могли догадаться, что Schlecker переживает не лучшие времена. Оборот компании показывал отрицательную динамику, прибыльность падала. Первые убытки компания зафиксировала еще в 2008 году — 42 млн евро при обороте 7,42 млрд евро. В 2009 году оборот компании сократился на 220 млн евро, до 7,2 млрд, а в 2010 году упал еще больше, на 650 млн евро, до 6,55 млрд. «Уже несколько лет мы наблюдали негативную картину с показателями оборота компании. В последние два-три месяца эта ситуация стала особенно драматичной», — с некоторым злорадством заявил в интервью газете Financial Times Deutschland Дирк Россманн, глава ближайшего конкурента Schlecker — сети Rossmann. По мнению Россманна, с которым согласно большинство экспертов, главная проблема Schlecker заключалась в безудержной экспансии, в жертву которой была принесена прибыльность отдельных филиалов.

Рост любой ценой

С 1974 года, когда 21-летний Антон Шлекер, уроженец юга Германии, сын владельца сети мясных лавок, открыл свой первый магазин по продаже бытовых товаров под маркой Schlecker, филиальная сеть компании росла без остановки. Через два года было уже сто филиалов, еще через восемь лет — тысяча, в 1994 году — пять тысяч. В 2010 году компания давала работу почти 50 тыс. человек в полутора десятках стран Европы. Даже с учетом сократившегося до 6,5 млрд евро оборота она оставалась одной из трех крупнейших сетей магазинов бытовых товаров в Европе после Alliance Boots и AS Watson.

Между тем безудержный рост не означал повышения прибыльности. Сделав однажды ставку на то, что филиалы должны располагаться как можно ближе к клиентам, Schlecker оставался верным этой традиции. Новые филиалы открывались любой ценой, даже если их приходилось располагать в самых крошечных помещениях. В то время как главный конкурент Schlecker компания Rossmann последовательно закрывала филиалы, дающие оборот менее 80 тыс. евро в месяц, и переходила к филиалам площадью более 600 кв. м, балансы Schlecker были отягощены долгосрочными договорами об аренде более 7 тыс. магазинов площадью меньш

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (787) 30 января 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Самоопределение Путина

    Путин попытался найти срединную линию между разными взглядами на национальный вопрос так, чтобы эту линию могло поддержать большинство здесь и сейчас

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама